|
Субъективный взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ ЕВРЕЙСКОЙ СТРАНЫ
Скандальное высказывание израильского актера Йоси Баная, вслед
за поэтессой Далией Равикович предложившего предоставлять репатриантам
избирательное право не сразу, а через четыре-пять лет, "как в Америке",
нашло не только противников, но и многочисленных сторонников. Аргументы
Натана Щаранского, заметившего, что Израиль - не только демократическое, но
и этническое государство, в котором каждый еврей может в любой момент найти
полноценный национальный дом, и Авигдора Либермана, напомнившего, что во
время Войны за независимость из не знавших иврита новобранцев-олим
формировались целые подразделения, командование которыми осуществлялось на
идише, остались гласом вопиющего в пустыне.
8 января вторая по популярности
ивритоязычная газета "Маарив" устроила на своем интернетовском сайте опрос
общественного мнения. Из 7500 его участников на вопрос "Целесообразно ли задержать предоставление
репатриантам избирательного права до тех пор, пока они как следует не
познакомятся со страной?" 69% ответили
положительно и лишь 31% - отрицательно!
Итак, даже чистокровный
еврей, не способный написать без ошибок слово "бхирот" или не знакомый с
нюансами географии Израиля, считается человеком второго сорта.
А после того, как выучит грамматику и по-пластунски проползет всю страну
вдоль и поперек во время службы в армии, - перейдет в
лучшем случае в сорт полуторный (если не погибнет смертью храбрых, так и
не усвоив, через какую букву - "хаф" или "хэт" - пишется слово "милхама" /"война" на иврите/). Путь в первый сорт
ему заказан потому лишь, что он здесь не родился. Потому, что не
"израильтянин", а "русский".
Loading...
К сожалению, светское большинство в этой
стране, читающее - и пишущее! - "Маарив" и подобные ему издания,
воспринимает еврейство как некое отжившее понятие, оставленное предками в
далекой диаспоре. О том, чтобы идентифицировать как евреев самих себя и
новых репатриантов, прибывающих сегодня из тех самых мест, откуда приехали
когда-то их отцы, деды или прадеды, нет и речи.
Тогда для чего, господа, нужно
еврейское государство? Ради чего, спрашивается, городили огород в
виде вышеупомянутой Войны за независимость?
Вряд ли типичный "стопроцентный
израильтянин", приветствующий антисионистские, если не антисемитские
высказывания Баная, внятно объяснит вам, чем наша страна предпочтительнее
той же Америки. Ну разве что тем, что он здесь родился и считает здешние
пейзажи своими... А зачем сюда прут эти странные "русские", чем их не
устроили березки и матрешки - и вовсе непонятно...
А мне вот понятно.
Мы приехали сюда затем, чтобы напомнить не
чуящим под собой страны, космополитизирующимся на глазах израильтянам,
"откуда они родом и куда держат путь".
Эти слова полузабытого в Израиле
Шолом-Алейхема, вложенные им в уста Тевье-молочника, донельзя актуальны
сегодня, когда только непоколебимая национальная воля и сплоченность позволят
нашей стране выжить в окружении смертельных врагов.
Ненавидящих нас не за мимолетное умозрительное "израильтянство", а за непреходящее
конкретное
еврейство, как бы мы ни пытались от него откреститься или отполумеситься.
|