"Новости недели", 2 января 2003 года

ЕЩЕ ГОРИТ СВЕЧА

Когда-то на Украине было множество еврейских местечек [штэтлэх]: на рубеже XIX-XX веков в таких небольших населенных пунктах проживало более трети всего еврейского населения Украины.
Идеализировать местечковую жизнь, вероятно, не стоит, но как бы там ни было, обитатели местечек хранили и передавали из поколения в поколение верность своим обычаям и языку, соблюдали предписания своей религии, ощущали себя членами единой общины. Весь уклад жизни, сам быт были проникнуты особым национальным духом, отмечены специфическим колоритом.
Однако с тех пор над этой землей пронеслись грозные бури. При социальных катаклизмах, войнах евреи страдали особенно тяжко. В годы Второй мировой войны на территориях, оккупированных нацстами, еврейское население подвергалось тотальному уничтожению. А в мирные времена в течение многих десятилетий власти проводили политику, которая работала на подавление духа евреев, на их разобщение, что вело к утрате родного языка и религии предков, к отрыву от корней, к забвению вековых традиций народа.
После нескольких волн эмиграции еврейское население бывших местечек еще более поредело, и многим стало казаться, что эти очаги (что ярко горели когда-то) если и не погасли еще, то вот-вот окончательно догорят...
И когда в начале 1990-х годов в Украине начали возникать еврейские организации, то ключевые вопросы, касающиеся возрождения еврейской жизни, решались лишь в крупных центрах. Небольшие населенные пункты выпали из сферы внимания: считалось, что там почти не осталось евреев - а значит, не с кем и работать. Оказалось, однако, что такое представление не соответствует реальной ситуации. В бывших местечках живет значительное количество евреев, которые стремятся вернуться в лоно еврейства. И вот появились первые организации в малых городах нашего региона (Черкасская и Киевская области) - в Корсуне-Шевченковском, Звенигородке, Шполе, Каневе и Богуславе.
На первых порах было немало трудностей. Стало ясно, что справиться с ними каждой общине в одиночку не под силу, а, значит, назрела потребность в объединении.
В 1993 году по инициативе Петра Рашковского, одного из основателей общества еврейской культуры в Корсуне-Шевченковском, и при поддержке американских евреев Салли Грач - руководителя Международной женской организации "Кешер" - и Мартина Хорвица - директора Американского фонда развития еврейских общин в России и Украине - была создана Региональная ассоциация еврейских организаций малых городов Украины. Она стала единственной в СНГ организацией, объединяющей еврейские общины малых городов, причем не в форме иерархического построения, предполагающего подчиненность малых общин в райцентрах большой областной, а на основе равноправного сотрудничества и взаимопомощи между самими малыми общинами.
Первое знакомство с нынешними друзьями из США состоялось в сентябре 1988-го, когда группа евреев из Корсуня-Шевченковского впервые встретила Шабат вместе с участниками Марша Мира - американскими евреями Салли и Алланом Грач. Благодаря Салли был установлен контакт с Мартином Хорвицем и учредителями Американского фонда развития еврейских общин в России и Украине. С тех пор она не раз посещала наши края и, в частности, присутствовала на 10-летии Корсунской общины. Первоначально в ассоциацию объединились пять общин Черкасской и Киевской областей: Корсунь-Шевченковская, Звенигородская, Шполянская, Каневская и Богуславская. В них насчитывалось тогда около тысячи евреев.
Шло время. В городках региона создавались новые общины, которые по мере распространения информации о возможности объединиться и о плодотворной деятельности РАМГУ стремились вступить в нее. За восемь лет количество коллективных членов ассоциации увеличилось в восемь раз. Ныне в ее составе уже 39 общин, насчитывающих около 5000 евреев. Деятельность РАМГУ разнообразна и многогранна; ее спектр в общем соответствует основным направлениям развития еврейского национального движения в Украине.
Ведущее место в работе ассоциации отводится организационно-методическому направлению. С помощью РАМГУ было создано девятнадцать обществ еврейской культуры и общин, пять религиозных общин. Возрождаются праздники, обычаи и обряды (бар- и бат-мицва, похороны). Звенигородской и Каневской общинам в значительной мере благодаря содействию со стороны ассоциации были возвращены синагоги. Проводятся семинары по подготовке еврейских праздников и по социальной работе.
Действует программа "Дойти до каждого еврея", в рамках которой члены РАМГУ ведут поиск евреев, проживающих в отдаленных селах.
С самого начала члены ассоциации стремились прежде всего к тому, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся в сознании многих евреев, практически не знающих обычаев своего народа, незнакомых с его культурой.
Были созданы воскресные школы нескольких типов, где занимается 174 ученика. В Смеле и Умани работают внутриобщинные школы, а в Корсуне-Шевченковском - региональная, семейная, для детей и взрослых из пяти городов, с филиалом в Каневе. Ее отличительная черта в том, что в ней учатся целые семьи, т.е. сразу три поколения приобщаются к изучению еврейских традиций и истории.
Уже несколько лет организуются учебно-оздоровительные семейные лагеря для учащихся воскресных школ с привлечением детей из городов, где такие школы отсутствуют.
Назрела потребность в создании своего Регионального образовательного центра, который помогал бы евреям из населенных пунктов, где нет еврейских школ, общинных центров, библиотек, прикоснуться к истокам своих традиций, культуры и языка.
Десять городов, входящих в состав ассоциации (Корсунь-Шевченковский, Звенигородка, Богуслав и другие), охвачены программой "Идиш и идишкайт", направленной на возрождение языка и культуры наших предков.
С помощью РАМГУ и Джойнта в семи городах созданы еврейские библиотеки, в восьми появились самодеятельные еврейские коллективы. Один из них - ансамбль "Лехаим" из Корсуня-Шевченковского - работает по программе "Автобус возрождения": самодеятельные артисты постоянно выезжают в общины, входящие в состав ассоциации, проводят там праздники, выступают с концертами и музыкальными спектаклями. Проведено несколько фестивалей художественного творчества общин малых городов и фестивалей еврейской книги (в Корсуне-Шевченковском, Каневе, Звенигородке и Смеле).

Материал подготовлен сотрудниками Региональной ассоциации еврейских организаций малых городов Украины при участии израильской певицы Жени Файерман

обсудить
в рубрику "География общин, говоривших/говорящих на идиш"
к оглавлению "Живого идиша"
систематический каталог
на главную
напишите Ш. Громану

генеалогия, родословные, архивный поиск, поиск людей Jewish TOP 20 Разработка, создание и продвижение сайтов. Интернет-маркетинг. Электронная коммерция Nasha Canada - Russian Newspaper Израиль по-русски. Каталог-рейтинг израильских сайтов Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Наука и образование :: Психология Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31Jewish TOP 20 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Rambler's Top100Российский студенческий порталЕврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Бюро переводов МИР ПЕРЕВОДА. Устный, письменный, последовательный, синхронный перевод