Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс
23 декабря 2001 года
Залман Гиличенский
(Израильский центр информации и поддержки пострадавших от антисемитизма)

АНТИСЕМИТИЗМ В ИЗРАИЛЕ - АБСУРДНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Loading...

Израильские власти и Еврейское агентство (Сохнут) дезинформируют мировое еврейство, утверждая, что в государстве Израиль евреи могут спастись от антисемитизма.
Сообщения об антисемитских акциях в нашей стране заняли прочное место на страницах израильских газет, в основном русскоязычных. Движение “Дмир – содействие абсорбции” провело исследование, которое показало, что зараза антисемитизма проникла в нашу страну глубже, чем это следовало из самых мрачных предположений. Многие новые репатрианты с ужасом обнаружили, что они сталкиваются здесь с теми же оскорблениями и унижениями на антисемитской почве со стороны неевреев, прибывших вместе с ними из бывшего СССР, от которых они рассчитывали найти убежище в Израиле.
Рассказы пострадавших и очевидцев, а также газетный материал лёг в основу отчёта о положении в этой области. Все наши обращения к членам правительства и к депутатам кнессета не удостоились ответа. Израильский официоз не решается реагировать на эту проблему. В свете этого все осуждения израильскими лидерами антисемитских акций за рубежом воспринимаются как жалкое кривляние.
Между тем фантасмагория продолжается - количество жертв антисемитских эксцессов неуклонно растёт. В свете бездействия израильского истеблишмента и его политики замалчивания проблемы группа активистов и пострадавших решила создать центр поддержки жертв антисемитизма в Израиле.
Наши цели и задачи: привлечь внимание общественности к этой проблеме; создать центр информации для олим, с местными отделениями для оказания юридической и психологической помощи пострадавшим от антисемитизма, а также проведения разъяснительной работы среди репатриантов евреев каким образом реагировать на антисемитизм; добиваться от властей принятия мер для предупреждения антисемитских акций и наказания за них.
6 августа 2000 года в Тель-Авиве состоялся первый съезд активистов амуты и пострадавших. Все, кого волнует эта проблема, кто готов приложить усилия для её решения, кто хочет изменить сложившуюся ситуацию, может позвонить нам по телефону 02-5870029. e-mail: gl-029@bezeqint.net
Loading...

В этом году Яков Сегал должен был провести традиционный урок Памяти в день Катастрофы. Опытный педагог, он отнёсся к поставленной задаче со всей серьёзностью. Ученики – подростки из школы в Крайот, дети олим самой последней волны; Яков – репатриант со стажем. Как найти нужные слова, чтобы урок не превратился в нудную официозную принудиловку, которой грешат многие мероприятия в “йом ha-Шоа”? Поработав над материалами и составив нешаблонную схему урока, Яков очень надеялся, что заставит ребят призадуматься...
Как выяснилось, о Катастрофе большинство их не слышали никогда. Что ж, Яков был к этому готов. Он дал короткую историческую справку о судьбе европейского еврейства. Пытаясь растормошить класс, он задал вопрос: в чём, по мнению ребят, кроются причины антисемитизма? И тут произошло непредвиденное. Класс, до этого такой неактивный, буквально взорвался ответами: "Евреи за копейку удавятся" , "Евреи хитрые и пронырливые", "Евреи думают, что они самые умные, всех остальных считают дураками"...
Яков вышел из класса. Ни разу за свою многолетнюю преподавательскую деятельность он не испытывал такого отчаяния и чувства собственной беспомощности.
Сотни случаев подобных вышеприведённому сообщили репатрианты в Центр помощи пострадавшим от антисемитизма в Израиле. Эти рассказы не попадают на страницы газет. Внимание СМИ может заслужить только криминал вроде осквернения свастиками еврейских могил или избиения солдата ЦАХАЛа "бритоголовыми молодчиками, увешанными нацистской символикой”. Да и эти инциденты упоминаются вскользь и тотчас забываются.
В течение последних двух лет в русскоязычной израильской прессе публиковались сообщения нашего Центра, предлагающие всем, кто столкнулся с русским антисемитизмом в Израиле, cвязаться с нами. О том, насколько глубоко зараза антисемитизма проникла в нашу страну, можно судить по количеству сообщений, поступающих несмотря на кровавые события последнего года.

Всё больше репатриантов, столкнувшихся с русским антисемитизмом в Израиле, начинают расценивать происшедшее с ними не как нелепую случайность, а как закономерность.
Аркадий М. - новый репатриант, поселившийся на севере страны, - выразил настроение многих обратившихся, написав: “…Всё чаще приходится слышать, читать (или наблюдать самому) о безобразных инцидентах с полным набором антисемитских штучек. Так что, мы опять в галуте? Похоже, что так. Особенно обидно, что на этот раз свой новый галут мы приволокли на себе, как улитка свой домик…”
Исследователи антисемитизма, подчёркивая иррациональный характер этого явления в целом, особо выделяли живучесть и бессмысленную жестокость русского антисемитизма. Юлий Марголин - русскоязычный писатель и публицист, застигнутый Второй мировой войной на территории Польши и попавший в сталинские лагеря, свидетельствует в своей книге “Путешествие в страну зэ-ка”: “Впечатления польского антисемитизма изгладились в нас, когда мы встретились с гораздо более массивным и стихийным русским антисемитизмом. Он был для нас неожиданностью. Мы нашли в лагере открытую и массовую вражду к евреям. 25 лет советского режима ничего не изменили в этом отношении. Неизменно в каждой бригаде, в каждом бараке, каждой колонне оказывались люди, которые ненавидели меня только за то, что я еврей. Их было довольно, чтобы отравить атмосферу в каждом месте, где мы жили. Несмотря на то, что они ничего не знали о Гитлере, они создавали временами вокруг нас гитлеровскую атмосферу, когда обращались не называя имён: “Эй, ты, жид!” – “У кого лопата?”- “У жида”. – Это были люди из города и колхоза, воспитанные уже в советское время, и их отношение имело все черты естественного и общего явления”.
Неплохо бы ознакомить с этим и другими свидетельствами сохнутовских бонз, которые из кожи вон лезут, выполняя план по “поголовью” олим. Чем меньше евреев остаётся в СНГ, тем больше представительств Сохнута открывается там, тем рьянее сохнутовские эмиссары вгрызаются в русскую (украинскую, казахскую) глубинку. Ведь хорошие количественные показатели определяют дальнейшую занятость тысяч работников Сохнута и смежных с ним структур.
Сохнутовский сайт на русском языке гостеприимно зазывает пользователей интернета: "Вам стоит прийти к нам пораньше". Затем следует список представительств Сохнута на территории СНГ (около 300 населённых пунктов) с адресами и телефонами. В сохнутовской печатной продукции, распространяемой на территории бывшего СССР, можно увидеть объявления типа: "Если у вас хотя бы бабушка или дедушка (по отцовской или материнской линии) записаны евреями, то согласно поправке к закону о возвращении вы имеете право на репатриацию в Израиль".
На эту особенность деятельности Сохнута в свете участившихся сообщений о русском антисемитизме в Израиле обратил внимание ивритоязычный журналист Ариэль Кахана. Он пожелал задать несколько вопросов председателю этой организации Салаю Меридору. Чиновник, ответивший на телефонный звонок и отказазавшийся представиться, сказал, что это невозможно, но сам он, дескать, готов ответить на все вопросы журналиста.
“Что касается критериев подбора олим – мы действуем в соответствии с Законом о возвращении. Не нравится – попытайтесь изменить закон”, - сходу отмёл возможные претензии сохнутовец.
“Но в Законе о Возвращении нет параграфа, обязывающего Сохнут выискивать “со свечами” каждого внука еврея (во многих случаях умершего десятки лет назад. - З.Г.), чтобы репатриировать его в Израиль…”
“Израиль - сионистское государство, а алия является важнейшим составляющим сионизма. Сохнут имеет право осуществлять эту величественную цель”.
“Почему тогда в странах Запада вы практически не занимаетесь алиёй, а все свои усилия сосредоточиваете на еврейском образовании?”
“Во-первых, как известно, из стран Запада почти нет алии. А, во-вторых, это профессиональное решение”.
(Из статьи Ариэля Кахана, журнал “НекудА” за март 2001 г.)
Усилия Еврейского агентства, ограниченные Законом о Возвращении, дополняются деятельностью других “агентств” вроде петербургской фирмы “Веста”, сообщения о которой летом 2001 г. обошли израильские и многие западные газеты. “В Петербурге раскрыта группа аферистов, превращавших русских в евреев и отправлявших их в Израиль... Технологию перемены пятой графы сделали в “Весте” простой и доступной всего за 500 баксов. Клиенту, желающему исправить ошибку природы , выправляли свидетельство о рождении. Папу не трогали, зато мама становилась еврейкой с характерной фамилией. К новому документу прилагалась фотография – свежеиспечённый иудей у могилки на еврейском кладбище с букетиком цветов”, - cообщала газета “Время” 21 июня.
А вот что говорит председатель еврейской общины Саратова Игорь Цихановский: “На территории бывшего СССР действует множество псевдоеврейских общин и организаций, единственная цель которых - доказать, что евреем может записаться любой желающий. Всеобщая продажность государственных учреждений, равно как и большинства религиозных, не даёт повода надеяться на малейшее соблюдение законности в выдаче подтверждений еврейства”.
Неудивительно, что волна юдофобии всё сильнее захлёстывает израильские города. Число антисемитских акций и пострадавших от них неуклонно растёт.
Информация, приходящая в Центр, делится на две категории: 1) оскорбления евреев-репатриантов на антисемитской почве, иногда сопровождаемые избиениями (в эту же категорию входят громогласное одобрение действий нацистов в их решении еврейского вопроса) и акты вандализма, часто с ярковыраженной нацистской атрибутикой, в отношении еврейских культовых и ритуальных сооружений.
Вот несколько примеров из того, что просочилось в прессу. В апреле–мае 2001 г. в израильских СМИ сообщалось об изображениях свастик, появившихся на улицах Петах-Тиквы, в том числе на обелиске в память еврея Нафтали Ланцкорна, убитого террористами незадолго до этого, и о десятках разбитых памятников на еврейском кладбище в Ашкелоне. В ответ на наш запрос из полиции Петах-Тиквы нам сообщили, что у них зарегистрировано около 40 антисемитских акций.
8.05.01 газета “Русский израильтянин” сообщала: “В минувшую субботу около десяти бритоголовых молодчиков зверски избили солдата Алекса Исакова, купавшегося в Кинерете. Сидевшие на берегу туристы заметили, что происходит что-то неладное, и вызвали полицию. Полицейские задержали троих участников драки - остальным удалось скрытъся. Исаков был доставлен в реанимационное отделение местной больницы… По словам следователей, избившие А.Исакова хулиганы принадлежат к так называемым бандам бритоголовых, появившимся в последнее время в Кирьят-Шмона и соседнем Хацоре. Банды бравируют нацистской символикой и лозунгами, но вся их неонацистская деятельность пока сводится к тому, что они нападают на прохожих и избивают их…”
30 августа 2001 года было разгромленно служебное помещение на кладбище Бейт-Шемеша. Из инвентаря на территории кладбища были разведены костры. В связи с этим инцидентом группа репатриантов – жителей Бейт-Шемеша провела вахту протеста и сбор подписей с требованием принятия мер. Начальник полиции Бейт-Шемеша Авшалом Пелед сообщил об открытии следствия, и добавил что в прошлом уже расследовалась антисемитская акция в этом городе - изображениями свастики была обезображена мезуза (дело находится в иерусалимском суде). Затем поступило сообщение о разрушении надгробий на этом же кладбище и об аресте нескольких бритоголовых, стоявших за обоими преступлениями.

Израильский центр поддержки пострадавших от антисемитизма многократно обращался к властям, пытаясь привлечь их внимание к этой проблеме. В начале апреля 2001 г. группа активистов алии во главе с узником Сиона Йосефом Менделевичем отправила петицию премьер–министру Ариелю Шарону (всего 600 подписей). В этом документе содержится требование изменить Закон о возвращении таким образом, чтобы воспрепятствовать “репатриации” в Израиль антисемитских элементов. Сообщалось, что петиция передана на рассмотрение заместителю министра абсорбции Юлию Эдельштейну. Ему же переадресовала обращения Центра и его предшественница Юли Тамир.
Дважды, 25 марта и 30 декабря 2000 года, мы обращались к Юли Тамир, пытаясь привлечь её внимание к большому числу олим, пострадавших от русского антисемитизма в Израиле. Лишь под занавес своей каденции г-жа Тамир удосужилась ответить: “Cожалею о задержке… Следует измерить масштабы этого явления… Я обращусь к министру абсорбции, который придёт мне на смену, с просьбой заняться этой проблемой” и т.п. (письмо получено 13.03.2001).
Несмотря на регулярно высылаемые напоминания, г-н Эдельштейн упорно хранит молчание. Как, впрочем, и все остальные официальные инстанции.

- Антисемитизм? В Израиле?
– А вы и не знали?!
Наряду с еврейской репатриацией из СНГ происходит создание русской диаспоры в Израиле. Это два разных явления, хотя и соприкасающихся в некоторых точках. Известные политические силы в Израиле пытаются смешать эти два явления, выдать одно за другое. Антисемитизм представляют как реакцию на недоброе отношение. Эту идею усиленно пробивают ангажированные СМИ.
Говорится о русском гетто. Пропагандисты-агитаторы не случайно выбрали это слово. Ибо гетто - символ подневольности, в гетто загоняют. Ведь никому не придёт в голову сказать "гетто миллионеров". В действительности же имеет место не гетто, а политика искусственного обособления, проводимая определёнными силами и призванная затормозить интеграцию и законсервировать избирательный электорат.
Вспомним, что когда в 1996 году появилась партия ИБА, её предвыборная пропаганда строилась на противопоставлении понятий "мы" и "они".
Для пополнения электората, а также для обеспечения сырьём индустрии абсорбции и связанных с ней структур, в Израиль ввозятся десятки тысяч случайных людей. Наличие большого количества антисемитов, принесённых мутной волной иммиграции, свидетельствует о порочности существующей практики вербовки репатриантов в СНГ.
Слово “еврей” и производные от него начисто изъяты из сохнутовской терминологии на территории бывшего СССР и заменены формулировкой: ”лицо, имеющее право на репатриацию согласно закону о возвращении”. А среди населения СНГ бытует мнение, что человек любой национальности может получить израильское гражданство, если не пожалеет денег и усилий, т.е. через фиктивный брак, подделку документов и т.п. Об этом свидетельствуют и некоторые последние российские кинофильмы, в которых из уст героя то и дело слышишь: ”cвалю в Израиль”, “стану евреем, уеду в Израиль и заживу…”
Таким образом многие явления постсоветской действительности распространились на Израиль. Это русская дедовщина в израильской армии, русские криминальные структуры и… русский антисемитизм.
Парадоксально, но среди сотен пострадавших и сочувствующих нашей амуте почти нет нерусскоязычных граждан. На самом деле парадокс этот – кажущийся. Просто израильтяне воспринимаются русскими антисемитами не как евреи, а как иностранцы или “чурки”. Мы же, экс-советские евреи, укладываемся в существующий в их головах стереотип “абрамчиков”, чем и объясняется большое количество пострадавших “олим ме-Русия”.
Нельзя не отметить и то влияние, которое оказывала неонацистская и антисемитская пропаганда в СНГ на неевреев, в том числе подпадающих под Закон о возвращении и получивших на этом основании израильское гражданство.

Центр обращается в израильскую полицию по поводу всех известных нам антисемитских акций. Но, как выяснилось, во всех случаях, полиция пытается выхолостить из происшествий антисемитскую подоплёку и представить их как рутинные жалобы по фактам нападений, оскорблений и т.п. Вот только один характерный пример.
Ещё 1 ноября 1995 года в газете “Едиот ахронот” была опубликована статья Давида Регева “Антисемитизм в Кирьят-Гате: репатрианты-неевреи притесняют репатриантов-евреев”. В статье рассказывается о репатриантке-еврейке Алле Зицер, нееврейские соседи которой травят её на антисемитской почве. “Жаль, что фашисты не уничтожили вас в России”, – заявляют ей они. Другие еврейские семьи подтверждают её слова: ”После того, что мы убежали от антисемитизма в России, именно здесь в Израиле происходят антисемитские акции. Мы в отчаянии”.
В связи с этим случаем и несколькими другими я обратился к начальнику полиции Кирьят-Гата Генри Бен-Раанану. В полученном ответе было сказанно: “…госпожа Зицер подала жалобу по поводу оскорбления в 1995 году”.
Я позвонил г-же Зицер и попросил рассказать о происшествии, упомянув об ответе из полиции Кирьят-Гата. “Я несколько раз пыталась подать жалобу по поводу антисемитизма (а не оскорбления. - З.Г.), но полицейские ни за что не хотели принять ее. Ничего нельзя сделать. У вас тоже ничего не получится…”- последовал ответ.
По ряду фактов полицейские чины не отвечают на наши запросы или высылают отписки, подобные письму начальника хайфской полиции Реувена Ариава: “Отмеченные случаи не расследовались и у меня нет намерения их расследовать”.
Такая позиция полиции отражает общую тенденцию израильского истеблишмента – замести проблему под ковёр. Наши обращения к членам правительства и к депутатам кнессета, как правило, не удостаиваются ответа.
Эта тактика замалчивания нам до боли знакома. Десятки лет власти СССР тщательно скрывали все факты проявления антисемитизма в Советском Союзе. А о сотрудничестве местного населения с немцами в “решении еврейского вопроса” вспоминали исключительно для разоблачения очередной антисоветской эмигрантской организации. Всё, что не вписывалось в тесные рамки официальной догмы об интернационализме советских людей, было вычеркнуто и запрещено.
30 ноября 2000 года мы направили запрос юридическому советнику правительства Эльякиму Рубинштейну. Как известно, в 1986 г. в Израиле был принят закон, запрещающий отрицание Катастрофы. В пункте 3 этого закона говорится: “Выражение восхваления, почитания или солидарности в отношении деятельности нацистов (имеется в виду решение еврейского вопроса.- З.Г.) наказывается пятилетним заключением”. В последние годы израильские газеты многократно сообщали об антисемитских акциях, совершаемых отдельными "олим". Во многих случаях это громогласное одобрение действий фашистов в отношении евреев, рисование свастик и надписи “Хайль Гитлер”, как это имело место в Бней-Браке 15.10.1999 (по делу состоялись следствие и суд). Мы задали юридическому советнику следующие вопросы:
1) Было ли представлено обвинительное заключение по закону об отрицании Катастрофы (пункт 3) в деле о погроме в Бней-Браке, и каковы соображения юридического советника по данному вопросу?
2) Представлялось ли когда-либо в прошлом обвинительное заключение по данному пункту данного закона?
3) Подпадают ли вышеуказанные действия (рисование свастик и т.п.) под действие данного закона?
4) Представлялось ли когда–либо обвинительное заключение в связи с антисемитскими акциями по какому–либо другому закону?
Три с половиной месяца спустя пришёл ответ от Иланы Сомполинской из аппарата юридического советника. Оказывается, по делу о погроме в Бней-Браке было представленно обвинительное заключение за оскорбление религиозных чувств (свастиками и надписями “Хайль Гитлер” были обезображенны стены синагог), за порчу недвижимости и злонамеренное нанесение ущерба (пункты 137, 196 и 453 закона о наказаниях). Об антисемитской направленности преступления – ни слова.
Что касается прецедентов нарушения закона об отрицании Катастрофы, то таковых, по данным полиции, зарегистрированно три (первое - в 1990 г.) Во всех трёх случаях следствие было прекращено по причине неустановления личности преступника и недостаточности доказательств.
Остальные наши вопросы остались без ответа.

11 апреля 2001 года корреспондент “Маарива” Арье Бендер опубликовал статью о деятельности нашего Центра. Статья была инициирована поступлением в редакцию петиции, подписанной 600 репатриантами, протестующими против заразы антисемитизма в Израиле.
Отдельной колонкой была помещена реакция “олимовских” политиков Романа Бронфмана и Натана Щаранского. Бронфман подвергает сомнению существование русского антисемитизма в Израиле как явления, и утверждает, что имеет место попытка олим-ортодоксов изменить Закон о возвращении. А министр Щаранский подчёркивает, что наличие нескольких десятков или даже сотен (как будто кто-то считал. - З.Г.) случаев проявления антисемитизма на фоне миллионной алии остаётся несущественным явлением (в отличие от процесса Лернера и убийства Шапшовича, которые определённо свидетельствуют о дискриминации алии как об явлении. - З.Г.) и не должны повлиять на Закон о возвращении.

в рубрику "Антисемитизм"
Исправить Закон о возвращении!

на главную

Rambler's Top100 Яндекс цитирования