Главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем
народонаселения Российской академии наук Розалина Рывкина представила
результаты исследований о положении евреев в современной России. Отчет озаглавлен так:
«Евреи в России - "вымирающая
популяция"».
«По данным переписи 2002 года, в РФ проживают 233 тысячи евреев, в том
числе 108 тысяч - в Москве, 42 тысячи - в Санкт-Петербурге и 8 тысяч - в
Еврейской автономной области. В 1989 году в РСФСР жили 537 тысяч евреев, в
1994 году численность евреев в России оценивалась в 394 тысячи. Средний
возраст российских евреев составляет 57 лет. По словам Розалины Рывкиной,
подавляющее большинство живущих в России евреев - "недетородного возраста",
то есть евреи в России - "вымирающая популяция".
Подавляющее большинство российских евреев считают себя в первую очередь россиянами. 85%
ощущают Россию своей страной, для 90% русская культура ближе еврейской или
равнозначна ей, 70% не хотят никуда уезжать из России и лишь 3% настроены
эмигрировать. Только 5% российских евреев знают иврит, 11% регулярно
ходят в синагогу.
Иудаизм исповедуют 35% российских евреев, православие - 24%. Еврейскую
Пасху празднуют 55%, православную - 34%.
По мнению Розалины Рывкиной, в жизни и самоидентификации российских евреев
религия играет самую последнюю роль. "Российские евреи - это атеистическая
популяция" - так сформулировала свою мысль г-жа Рывкина.
Между тем в двадцатистраничном разделе презентуемого труда под заголовком
"Российские евреи и религия" демонстрируются несколько иные тенденции. Так,
доля религиозных людей среди евреев в 2004 году выросла по сравнению с 1995-м в 2,5 раза, при этом
существенно сократилась доля считающих себя
людьми нерелигиозными - от 80% опрошенных в 1995 году до 49% в 2004-м.
Если в 1995 году 21% опрошенных заявили, что они придерживаются иудаизма, а
34% идентифицировали себя как православные, то в опросе 2004 года это
соотношение перевернулось в пользу иудаизма: приверженцев иудаизма
оказалось 35% опрошенных, в то время как православия - всего 24%.
В качестве "макропричин" роста религиозности евреев в исследовании
называются несколько. Первая и основная причина - рост еврейских
религиозных организаций, которые и "религионизируют" евреев. Вторая причина
- материальные трудности евреев, как и большинства российских граждан.
Приобщение к религии открывает доступ к той благотворительной помощи,
которую оказывают еврейские организации. Причем оказывается она потому, что
это предписывается еврейской религиозной традицией. Третья причина - общая
активизация религиозной жизни в России, что способствует "втягиванию"
евреев в религию.
Более половины российских евреев трудоспособного возраста (54%) являются
предпринимателями, руководителями или людьми свободных профессий. Служащих
среди евреев - 45%, рабочих - 1%. Материальное положение собственных семей
оценивают как хорошее и очень хорошее - 30%, среднее - 55%, плохое и очень
плохое - 15%.
Антисемитизм на себе испытывали 55% российских евреев, в основном при
поступлении в вуз, трудоустройстве и продвижении по службе. По мнению 42%,
отношение к евреям в России хуже, чем к другим народам. Еврейских погромов
опасаются 68%.
Розалина Рывкина утверждает, что еврейская солидарность, которая была "в
прошлые века в местечках", пропала с их исчезновением. В отличие от многих
стран с большим еврейским населением, в России еврейская община так и не
сформировалась, мест компактного проживания еврейского населения нет. От
русских евреи отличаются только "биологическими признаками, такими, как
внешний вид и акцент", а также "ощущением корней" - многие увлеклись
собиранием семейных альбомов, поиском родственников и выяснением судьбы
предков. Еще российские евреи очень не любят евреев-олигархов, считая, что
"чем больше евреев наверху, тем больше в стране антисемитизма".»
В очередном выпуске выходящего в Москве сборника "Население и кризисы:
Региональные и этнические особенности демографического развития России и
СССР" опубликовано исследование М.Б. Денисенко и О.А. Хараевой на тему
"Возрастная структура народов РСФСР, 1959-1989 годы". Немалое внимание
ученые уделили евреям, отмечая, что из всех народов РФ они характеризуются
самым маленьким количеством детей и самой высокой долей пожилых людей.
Среднестатистическая еврейская жительница России, родившаяся в предвоенные, военные и
первые послевоенные годы, в течение своей жизни производила на свет 1,3
ребенка. Это намного меньше минимального показателя (2,1), необходимого
хотя бы для простого воспроизводства нации - даже без учета ассимиляции
(национальность отцов в данной монографии не рассматривается).
При том что постепенное падение рождаемости было зафиксировано почти у всех
российских этносов, евреи в этом плане оказались далеко "впереди России
всей". Так что в неуклонном снижении численности российских евреев виноваты
не только война, ассимиляция и эмиграция, но и малодетность.
Вследствие низкой рождаемости - а также того, что дети от
смешанных браков в большинстве своем записывались неевреями - лишь 8,4%
еврейского населения России (по переписи 1989 года - более свежих цифр пока
нет) были детьми в возрасте до 15 лет. 55,1% евреев находились в возрастном
промежутке от 16 до 59 лет, а 36,5% достигли 60-летнего рубежа. Для
сравнения: среди всех россиян детей оказалось 23,2%, людей 16-59 лет -
61,4%, пожилых - 15,4%.
Также низкими (но не настолько) показателями рождаемости характеризуются
живущие в РФ русские, армяне, украинцы, белорусы и осетины. А больше всего
детей производят на свет народы Северного Кавказа, Сибири и Крайнего
Севера.
Полный текст исследования можно прочесть на сайтеdemoscope.ru.
Институт Myers-JDC-Brookdale опубликовал отчет, согласно которому среди евреев, особенно в диаспоре, очень
велик процент пожилых людей. По удельному весу представителей "золотого возраста" евреи уступают лишь японцам.
По состоянию на 2004 год 65-летний рубеж перешагнули 11,5% израильских евреев и 18% евреев диаспоры.
Средний показатель для всего мирового еврейства – 16%. Для сравнения: среди населения земного шара 65-летнюю планку
преодолело лишь 7%.
Высокий процент пожилых людей по отношению к общему количеству евреев объясняется низкой рождаемостью и высокой
ассимиляцией, главным образом в диаспоре.