Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс
УРОКИ иврита, идиш, английского, немецкого, французского, чешского, шведского, испанского, итальянского, португальского, хинди, китайского, японского, казахского, азербайджанского, турецкого, арабского, грузинского, сербского, украинского, русского и др. языков в Израиле (054-5466290) и дистанционно. Вот 10 причин учиться у нас

ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТВА: что от нее осталось

главнаякарты Литвы и ее городовгеографияиудаизм литовский язык языки по алфавиту новое тесты золотые правила авторреклама на сайт
Осуществляется продажа дипломов Гознака.

Согласно переписи 2001 года, евреев в Литве осталось 4007 человек (0,12% от общего населения страны) - в 55 раз меньше, чем до Катастрофы, и в 6 раз - чем в 1959 г., до двух волн массовой алии.
В Вильнюсе евреев насчитывается 2785 (полпроцента населения города), в Каунасе 427, в Клайпеде 335, в Шяуляе 131...
Вильнюс несколько веков называли "Литовским/Северным Иерусалимом". До Второй мировой войны там жило 60-70 тысяч евреев - свыше 40% населения города. В местах компактного проживания евреев нацисты устроили два гетто по разные стороны улицы Вокячу (Немецкой; в советскую эпоху называлась Музеяу/Музейной). Почти все евреи были зверски убиты гитлеровцами и их пособниками на юго-западной окраине города, в Паняряйском лесу (Понары).
С северо-востока к ул. Вокячу примыкало Малое гетто, где евреи селились с XIV-XVI веков; там всё отреставрировано, туда водят туристов. А примыкающее к Вокячу с юго-запада Большое гетто (XVIII-XIX вв.) крайне обшарпанно. Одни дома стоят без стекол, с заколоченными окнами; другие, еще обитаемые, на глазах разваливаются от старости... Впрочем, бесхозность и запустение характерны для многочисленных кварталов Вильнюса и других городов Литвы, через которые не проходят стандартные экскурсионные маршруты.
Из улиц Большого гетто наиболее ухоженный вид имеет Месиню/Мясная. В одноэтажном доме на углу улицы Ашмянос открыт Центр еврейской культуры и информации. Неподалеку установлен мемориал жертвам Вильнюсского гетто.
Большую вильнюсскую синагогу начали разрушать гитлеровцы, а довершили дело в 1950-х годах советские коммунисты. Стояла она на углу улиц Вокячу и Жиду/Еврейской (в литовском слове [жИдас] 'еврей' и его производных нет ни грана негатива). Сейчас на ее месте литовская начальная школа (в отдаленной от центра северной части города есть и еврейская средняя школа, ее адрес: ул. Юстинишкю, 65). В 2011 году руины синагоги раскопали, но о восстановлении речи не идет.
Рядом, на месте другого уничтоженного еврейского дома, памятник Виленскому гаону и мемориальная доска на литовском и идиш. Установлен памятник борцам и жертвам гетто.
Вообще, в Вильнюсе на объектах, связанных с еврейской историей, немало таких двуязычных надписей. А при Вильнюсском университете уже 13 лет действует Институт изучения мамэ-лошн, возглавляемый профессором Гирше-Довидом Кацем.
Как и в советские времена, в городе действует одна синагога - т.н. Новая на улице Пилимо (при большевиках Комъяунимо/Комсомольская). Больше теперь уже не нужно. А когда-то в еврейском [вИлнэ] заполнялось 100 синагог... Читайте историю вильнюсской еврейской общины (1 2) и монографию Г. Аграновского "Памятники еврейской истории и культуры в Вильнюсе".
Помимо Вильнюса, одна синагога поныне действует в Каунасе (ул. Ожешкенес, 13 - на углу переулка Йерузале/Иерусалимского). После войны храм был отремонтирован, но теперь вновь имеет убогий вид. На одну ежедневную молитву едва собирается миньян. Вообще, Каунас во многих отношениях жаль - этакий столичный (дело было между двумя мировыми войнами) город с районной судьбой.
Друскининкай удерживает репутацию еврейского народного курорта. Бывая там в 1980-х годах, я непрерывно слышал идиш из уст евреев, приезжавших туда со всего Союза. Театр на мамэ-лошн собирал полные залы. Теперь идиш звучит реже, зато внуки и правнуки старых курортников громко (как привыкли дома в Израиле) изъясняются на иврите.
Согласно путеводителям и указателям, в Друскининкае имеется филиал Государственного еврейского музея (в доме 17 по ул. Шв. Якобо, где жил скульптор Жак Липшиц), однако здание уже пару лет пустует. По словам случайно встреченного мною уборщика, на ремонт не хватает средств... На другой стороне улицы, чуть ближе к площади Лайсвес/Свободы, установлена стела памяти узников гетто (там всегда живые цветы), а в лесу близ автовокзала - еврейское кладбище. До Катастрофы в Друскениках жило 900 евреев, а по переписи 2002 года - лишь 11 человек.
См. также:
Литва - лучшее место для отдыха израильтян
советы туристам, направляющимся в Литву (особенно в Вильнюс и Друскининкай)
последние дни Большой Виленской синагоги
Вильнюсский еврейский музей
остатки еврейского кладбища Друскининкая
репортаж автора с церемонии передачи Государству Израиль трехсот свитков Торы, изготовленных в XVIII-XIX веках в Литве (Вильнюс, 30 января 2002 года)
М. Янкивский "Литва и литваки между красными и коричневыми"
еще материалы о еврейской жизни Литвы
слова литовского происхождения в языке идиш... и наоборот
О караимах напишу отдельно. Пока отмечу лишь, что антропологически и культурологически караимы (по крайней мере живущие в Вильнюсе и Тракае, где у них есть молельные дома - "кенасы") либо не евреи вовсе, либо отошли от еврейства так далеко, что их подпадание под израильский Закон о возвращении выглядит глупой шуткой.
Rambler's Top100