ИНТЕРВЬЮ С ДОРОНОМ ЛАКМАНОМ - КОМПЬЮТЕРНЫМ ХУДОЖНИКОМ, РАБОТАЮЩИМ В СРЕДЕ МУЛЬТИМЕДИА
Дорон Лакман родился, вырос и
живет в Израиле. Ему 36 лет. Его композиции представлены на сайте http://www.yiddish.org.il/artist.html - Дорон, где вы впервые услышали идиш? - На
идише говорили дома мои родители. Для меня это был язык обихода, а не
культуры. Он стал как бы фоном для развития моей личности. - Когда у вас
появился сознательный интерес к идишу? - Это произошло во время
моего пребывания в Амстердаме в 1994-99 гг. Я впервые надолго оказался за
границей и ощутил атмосферу, резко отличающуюся от той, в которой вырос. В
поисках контактов я набрел на группу голландских евреев, культура которых
не была непосредственно связана с Израилем. Я близко познакомился с
ней в 1997 году, когда в столице Нидерландов проходил фестиваль идиша. Мои
приятели создавали интернетовский сайт фестиваля, а я исполнял функции
фотографа. Государство Израиль практически не было представлено на том
фестивале - хотя там были еврейские ансамбли со всех концов планеты,
большей частью из США, Германии и Восточной Европы. Я впервые осознал тот
факт, что еврейская культура не обязательно связана с религией. Мероприятия
фестиваля носили исключительно светский характер, большую роль в них играли
женщины, которым в других обстоятельствах не была бы предоставлена
сцена... Так я открыл для себя идишскую культуру во всем ее либерализме, в
ее открытости миру. В ней я обнаружил многое из того, чего мне прежде не
хватало: пристальное внимание к чувствам и переживаниям отдельно взятого
человека, некий взгляд на вещи со стороны, индивидуализм в положительном
смысле слова. Израильская культура, как мы знаем, сосредоточивается больше
на коллективных явлениях, сильно пропитана политикой, а потому
отдалена от конкретной личности. - Как вы вплетаете язык идиш в свои
произведения? - Однажды я слушал песни Мориса Розенфельда и Мордехая
Гебиртика - и их звучание внезапно вызвало у меня эмоции, которые мне
захотелось перенести в изобразительный ряд. Так я приступил к созданию
музыкально-графических композиций, построенных на фоне еврейских песен.
Пользователь сидит у компьютера с "мышкой" в руках и по своему
усмотрению варьирует звуковые и графические эффекты. В результате у него
создается иллюзия непредсказуемости происходящего на экране.
В действительности же все запрограммировано - но так, что слушатель
чувствует себя полноценным соучастником разворачивающегося
перед его глазами представления.