Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс

РЕКОНСТРУКТИВИЗМ - ЧЕТВЕРТАЯ ВЕТВЬ ИУДАИЗМА

Критический анализ учения и рецензия на сборник статей Мордехая Каплана
Очные и дистанционные УРОКИ языков: азербайджанский, английский, арабский, греческие, грузинский, иврит, идиш, испанский, итальянский, китайский, немецкий, польский, португальский, русский, сербский, турецкий, украинский, французский, хинди, чешский, шведский, японский. Тел. (972)54-5466290. 10 причин учиться у нас
главнаяновоетестысловаризолотые правиламетодикавсе языки по алфавитус учителем или безавтортребуютсядать рекламусайт на иврите

В иерусалимско-московском издательстве "Даат/Знание", которое возглавляет бывший многолетний отказник и узник Сиона Йосеф Бегун, вышла книга "Иудаизм как развивающаяся цивилизация", представляющая собой прокомментированные избранные главы из произведений известного американско-еврейского теолога Мордехая Каплана (1881 - 1983).
Мордехай Каплан родился в местечке Свенцяны (Литва) в семье раввина. В возрасте девяти лет был увезен родителями в США. Каплан учился в ортодоксальной йешиве, однако уже в школьные годы заинтересовался альтернативными течениями в еврейской религии и поступил в Еврейскую теологическую семинарию, готовящую раввинов консервативного направления, а затем и в Колумбийский университет, где он изучал философию и социологию. Однако Каплана не устроили и рамки консервативного движения, и в 1922 году он основал Общество по распространению иудаизма, положившее начало четвертой - после ортодоксальной, консервативной и реформистской - ветви иудаизма. Впоследствии она получила название реконструктивизма.
Это течение организационно оформилось в середине 1960-х годов. К настоящему времени оно насчитывает более 70 общин в Северной Америке. Немногочисленные адепты реконструктивизма есть в Израиле.
В свое время Филон Александрийский пытался взглянуть на иудаизм через призму идей Платона. Рамбам искал общий знаменатель между еврейской традицией и философией Аристотеля. Мордехай Каплан же пытался создать сплав иудаизма с американским прагматизмом. О том, реалистичны или утопичны его идеи, упорядоченны они или эклектичны, - предстоит судить читателям, впервые получившим возможность познакомиться с учением Каплана на русском языке.
Сильнее всего Мордехая Каплана волновал вопрос: может ли еврейская жизнь полноценно существовать и развиваться в диаспоре? Ученый понимал, что от большинства американских евреев наивно ожидать отказа от "высоких стандартов безопасности и комфорта" ради полной опасности и лишений жизни в Израиле. Значит, посчитал он, необходимо создать механизм выживания еврея (именно в качестве еврея!) в США.
Противодействовать ассимиляции Каплан предлагал путем широкого национального воспитания, оставляя еврейскому государству скромную роль духовного центра рассеянного по всему миру народа. Признавая принципиальную невозможность воспрепятствовать смешанным бракам, Каплан полагал, что система еврейского образования позволит "отстоять еврейский дом", в котором дети от смешанных браков будут воспитываться как евреи. Десятилетия спустя опасения раввина относительно распространения межнациональных браков оправдываются в гораздо большей степени, нежели его надежды на еврейское самосознание их потомков.
Позитивное зерно в учении Мордехая Каплана автор этих строк усматривает в представлении иудаизма как непрерывно развивающейся цивилизации, образуемую "совокупностью знаний, умений, ремесел, орудий, искусств, литератур, законов, религий и философий..., содержащие элемент отличия сути еврея от нееврея". В такой интерпретации еврейская жизнь базируется на "конгломерате религиозных, культурных, социальных и иных факторов, которые вместе гораздо шире иудаизма, ограничивающегося системой религиозных ценностей".
Не кто иной как основоположник реконструктивизма положил начало существованию в диаспоре еврейских общинных центров (JCC), наряду с синагогами включающих разнообразные клубы по интересам - в том числе такие нехарактерные для еврейской общинной жизни, как спортзалы и бассейны. Он же стал основателем движения "хавурот" - неформальных объединений еврейских семей (вне синагоги), которые поддерживают друг с другом отношения на базе общего интереса к еврейской и общекультурной жизни.
Каплан проповедовал нравственное и эстетическое раскрепощение верующих евреев, их приобщение к ценностям мировой светской культуры, поощрял занятия музыкой и изобразительным искусством, не усматривая в этом помех исполнению заповедей. Что касается последних, то он пропагандировал необходимость реконструкции древних ритуалов - наполнения их новым, понятным и осязаемым смыслом, ассоциирующимся с современностью; в противном случае, опасался он, сохранить "ритуалы ради ритуалов" в долговременной перспективе не удастся.
Мордехай Каплан последовательно выступал за равноправие полов. Мало кому известно, что широко распространенный в сегодняшнем Израиле обряд бат-мицвы первой отпраздновала его дочь 80 лет назад.
Loading...
Теперь всем стало проще купить аттестат школы в санкт петербурге.

Однако на каком-то этапе Каплан зашел в критике еврейской традиции и самой Галахи так далеко, что ортодоксальные круги сочли нужным, мягко говоря, исключить его из списка религиозных авторитетов (поводом к этому послужило составление им "альтернативных" молитвенников). Ученый подверг сомнению такие догмы, как получение Торы Моисеем на горе Синай и богоизбранность евреев. Признавая, что в древности Творец избрал евреев в качестве "своего народа", Каплан считал, что в новое время сохранение этого догмата затрудняет взаимное уважение и сосуществование народов.
Сионистов не приводят в восторг утверждения Каплана о том, что еврей может иметь двойную лояльность: к стране своего проживания в диаспоре и к еврейскому государству. Чрезмерно увлекшись разоблачением отрицательных аспектов национализма, раввин договаривается до концепции евреев как "интернациональной нации". В его трудах не найти ответа на вопрос, как поступить нашему соплеменнику, призванному в армию своего государства (не Израиля) и получившему приказ убить другого еврея, воюющего на противоположной стороне, каковой может теоретически оказаться и Израиль.
С другой стороны, Мордехай Каплан отрицал доктрину пассивного ожидания Божественного ожидания и принадлежал к убежденным сторонникам сионистского движения. На склоне лет он даже совершил алию, но, будучи уже больным человеком, поддался на уговоры родственников и вернулся в США.
Самым сильным местом книги мне показалось рассуждение Мордехая Каплана о смысле и важности еврейского образования как духовного противоядия бытовому антисемитизму. Перед вами фрагменты главы "Учиться быть евреем", актуальные и для сегодняшнего Израиля.
"Давно известно, что еврея считают евреем независимо от того, гонят его или призывают на помощь, женат он на нееврейке или нет, гордится он своим еврейством или стыдится его. Если он даже сумеет заставить окружающих поверить в то, что он не еврей, все равно это не освободит его от особого внутреннего чувства, которое не оставит его в покое.
Несмотря на то что еврей не может эффективно воздействовать на антисемитское окружение, он должен научиться управлять своим отношением к нему. Он может предотвратить вред от влияния антисемитизма на свое душевное здоровье и самоуважение. Для этого он нуждается в твердом характере, воспитанию которого в значительной мере способствует освоение еврейского духовного наследия.
Еврей, не знающий культурного наследия своего народа и не понимающий его образа жизни, обычно подвержен комплексу неполноценности; он все время находится в состоянии войны с самим собой. Безграмотный еврей - злейший враг самому себе, потому что сам поддался разрушению своей морали под воздействием антисемитизма.
Когда врагу удается посеять в нас сомнения, это означает не его силу, а нашу слабость. Невежественный еврей сам себя ненавидит, он становится похожим на антисемита. Он недоволен, когда евреи привлекают его к еврейским проблемам. Чего они хотят от него? Они обременяют его ненужными обязательствами без достаточных причин.
Безграмотный еврей - злейший враг и своим детям. Он передает им в наследство только само название "еврей", освобожденное от значений и смыслов. Еврейство для его детей становится еще бОльшим бременем, потому что новые поколения еще дальше оторвались от последних проблесков воспоминаний о традиции.
Еврей, усваивающий традиции своего народа, не просто получает полезную информацию. Он приобретает себе предков, обретает статус, удовлетворяет свою потребность в родстве и становится частью духовного братства. Еврей, который способен предстать перед всем миром и громко восхвалить "Нашего Бога и Бога наших отцов", является наследником благородного титула, превосходящего любое знатное происхождение".
Автор: Шломо Громан.
Первая публикация: газета "Вести" (Тель-Авив), 3 марта 2002 года
Rambler's Top100