2 ноября в больнице "Шиба" (Тель ха-Шомер) скончался один из величайших духовных лидеров ашкеназского
еврейства раввин Элиэзер Менахем Шах. Смерть наступила в результате
критического снижения давления. Длившиеся двое суток попытки врачей спасти
жизнь Шаха не увенчались успехом. В последние годы раввин страдал от
серьезного нарушения функции дыхательной системы, а недавно заболел
воспалением легких, которое и ускорило трагический конец.
Документально дата рождения Элиэзера Шаха не установлена. Различные источники указывают
разный его возраст - от 103 до 109 лет, но наиболее авторитетные сходятся
на 107 годах.
Элиэзер Шах родился в Литве (насчет точного места рождения
между источниками также не существует консенсуса). Учился в йешивах в
Ковно (Каунасе) и Слуцке. Во время Второй мировой войны ему удалось вместе с
учениками перебраться из Литвы в подмандатную Палестину. Здесь он
возглавил тель-авивскую йешиву "Ишув хадаш", затем йешиву "Даром" в
Реховоте и, наконец, - бней-бракскую йешиву "Поневеж" (идишское название
литовского города Паневежис), считающуюся одним из самых престижных высших
учебных заведений в ортодоксальном мире.
Непревзойденная эрудиция, такт, незаурядные организаторские способности и
редчайший педагогический талант сделали Элиэзера Шаха непререкаемым лидером
литовского направления ультраортодоксального иудаизма. Со всех концов
страны и из-за рубежа к нему приезжали люди с вопросами по Галахе и за
советом при принятии важных решений. Об отзывчивости раввина
ходят легенды; выслушивая печальные истории из жизни других людей, Шах
настолько проникался чужими страданиями, что не сдерживал слез.
До раскола в партии Агудат Исраэль раввин Шах возглавлял в ней Совет мудрецов Торы.
Накануне выборов 1988 года основал новую партию Дегель ха-Тора. Он же
создал в 1984 году партию ШАС, но отрекся от нее восемь лет спустя, когда
ее политический лидер Арье Дери вопреки запрету Шаха вошел в левую коалицию
Ицхака Рабина. Элиэзер Шах категорически противился Норвежским соглашениям
и поэтому в 1996 году велел всем своим сторонникам проголосовать за
Биньямина Нетаниягу. С тех пор раввин не принимал участия в политической жизни.
Раввин был похоронен в Бней-Браке, где прожил вторую половину жизни. В
последний путь его провожали сотни тысяч учеников и единомышленников,
перед этим неустанно - но тщетно - молившихся за его выздоровление.
Обладая глубочайшими знаниями еврейских священных книг,
написанных на иврите и по-арамейски, в обиходе раввин Шах пользовался
идишем. Выпестованные им Дери и другие лидеры сефардской ультраортодоксии неплохо
владеют этим языком.
В отличие от лидеров ХАБАДа,
Элиэзер Шах делал основной упор не на афишировании своей деятельности и не
на географическом расширении своего влияния на еврейские общины всего мира,
а на духовном и исследовательском аспектах иудаизма. Его имя
было не так хорошо известно далеким от традиции евреям, хотя вклад раввина
Шаха в иудейскую теологию весьма значителен.
Теперь на повестке дня вопрос о преемнике Элиэзера Шаха на неформальном посту
духовного лидера литовского направления ортодоксального иудаизма.
Основные претенденты на эту роль немногим младше Шаха. Раввину Йосефу Шолэму
Эльяшиву исполнился 91 год, а раввину Аарону Лейбу Штейнману - 85. На их
фоне другие кандидаты - 70-летние Шмуэль Ойербах и Яаков Каневский -
выглядят просто мальчиками. Это неудивительно: в мире харедим считается,
что подлинных вершин мудрости и понимания Торы законоучитель может достичь
лишь в преклонном возрасте.
Как известно, раввин Элиэзер Шах по состоянию
здоровья отошел от активной общественной жизни в 1996 году. С тех пор
духовное руководство литовской ортодоксией и ее партией Дегель ха-Тора с
благословения Шаха совместно осуществляли Эльяшив и Штейнман.
По сведениям из авторитетных источников, наиболее высокими шансами занять
место Элиэзера Шаха обладает раввин Эльяшив - житель Иерусалима, считающийся
крупнейшим знатоком Галахи. Штейнман, с другой стороны, специализируется в
области образования и более известен своей практической деятельностью. В
отличие от Эльяшива, Штейман не считает, что мужчины-"харедим" должны
проводить всю жизнь за изучением Торы, и поощряет их профессиональную
деятельность, даже выходящую за рамки ультраортодоксальной среды.