Американский журнал "Commentary", сентябрь 2001 года
Перевод на русский язык: журнал "Новый век", №1, 2002 год
Норман Подгорец
ДОГМАТИКИ-"МИРОТВОРЦЫ"
Полтора года назад в Кемп-Дэвиде безрезультатно завершились переговоры об урегулировании израильско-арабского конфликта. Активное посредничество между тогдашним премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и председателем Палестинской автономии Ясером Арафатом осуществлял тогдашний президент США Билл Клинтон.
Вскоре после окончания переговоров палестинские арабы начали вторую по счету интифаду. На сегодняшний день в этой войне погибло в несколько раз больше палестинцев, нежели
израильтян. Но арабов, кажется, не беспокоят такие потери. Гибнущих детей они гордо выставляют миру как жертв "бесчеловечного Израиля", завоевывая симпатии масс-медиа и международной общественности.
Религия здесь служит интересам политики, а традиционные исламские представления о мученичестве используются для культивирования в подростках психологии террористов-самоубийц. Сыновей отправляют на переднюю линию ответного огня израильтян, а когда они погибают, родители уповают на уготовленную несчастным детям награду на том свете. Не плач и стоны звучат на похоронах, а возгласы гордости и восторга! Друзья и родственники не утешают осиротевших матерей и отцов, а поздравляют, превращая похороны в "свадьбы",
раздавая конфеты и сладкий кофе.
Хусам Бадран - корреспондент ежедневной газеты «Аль-Айям», связанной с палестинским руководством, - разъяснил своим недоумевающим западным коллегам: "Мученичество - это потеря, но и обретение отличия. Мать шахида (мученика) находит в этом особую компенсацию, утешение в боли своей утраты, так как она верит, что мученик превращается в райскую птицу, если он умрет ребенком, или становится одним из небесных стражей, если он умрет юношей".
Охваченный таким настроением, молодой араб Саид Аль-Хутари июньским вечером 2001 года взорвал себя среди толпы подростков - выходцев из бывшего СССР, стоявших в очереди перед входом в дискотеку возле тель-авивского дельфинария. Погибло более 20 человек и около 100 были тяжело ранены.
У Аль-Хутари подрастает многочисленная смена. В летних лагерях на территории ПА детей в возрасте от 8 до 12 лет учат становиться террористами-камикадзе. Мальчики поют песни, в которых есть такие строки: «Когда я приду в Иерусалим, я стану самоубийцей...»; «Как приятен запах мученичества, приятен запах земли, орошенной кровью, истекающей из свежего тела».
Действия террористов-самоубийц, однако, не вызывают сочувствия даже в неизменно проарабски настроенных правящих кругах Европы. Как в Израиле, так и за его пределами раздается множество заявлений от утративших иллюзии бывших сторонников мирного процесса, начатого в Осло в 1993 году и, по-видимому, бесславно завершившегося в Кемп-Дэвиде семь лет спустя. Называвшие Арафата «партнером в установлении мира», теперь они с разбитым сердцем поняли, что он таковым не является.
В Кемп-Дэвиде Барак предложил Арафату уступки, совсем недавно казавшиеся невероятными даже самым ярым «голубям». Будь его предложения приняты - появилось бы палестинское государство, столица которого заняла бы половину Иерусалима. Положительно (для арабов!) решалась и проблема палестинских беженцев. Но Арафат не только отклонил все предложения Барака, но и инициировал интифаду.
Ирония судьбы в том, что сами израильтяне снабдили арафатовскую «полицию» оружием, руководствуясь теорией, согласно которой эта полиция станет пресекать антиизраильские выступления на территориях, управляемых ПА. Но всю свою мощь полиция обратила против евреев. Нечто подобное происходило и в каденцию Биньямина Нетаниягу, когда палестинцов снабжали легким оружием (количественно превосходившим все то, что было разрешено в Осло). Поставлялось Арафату и тяжелое вооружение: например, минометы контрабандой доставляла палестинская диаспора из соседних арабских стран.
Большинство израильтян пришли к неизбежному выводу, что Кемп-Дэвид и его последствия, полные насилия и обмана, разоблачают лживость заявлений Арафата о мирном сосуществовании между Израилем и будущим палестинским государством. Вступление в «мирный процесс» означало лишь изменение тактики при всеобъемлющей стратегии уничтожения Израиля.
Другим палестинским деятелем, сыгравшим большую роль в разработке далеко идущих планов уничтожения Израиля, был скончавшийся в июне прошлого года Фейсал Хусейни, снискавший известность на Западе как лидер палестинских умеренных.
Незадолго до смерти Хусейни дал интервью египетской газете. В нем он
охарактеризовал Осло как «троянского коня». «Заключение этого соглашения, - заявлял он, - или любого другого - это лишь временная процедура, шаг к чему-то большему, к освобождению всей исторической Палестины от реки (Иордан) до моря (Средиземного)... Вся Палестина - это арабская земля, которую никто не вправе продать или купить».
Палестинский ответ на примирительную позицию Израиля в Кемп-Дэвиде был таков: «Это военная оккупация в новой упаковке».
Конечно, даже Организация Освобождения Палестины не имела достаточной наглости отрицать, что предложения Барака предусматривали образование палестинского государства на более чем 90% спорных территорий. «Но дело не в процентах, - говорят арабы. - Например, 95% помещений тюрьмы занимают камеры, кафе, гимнастический зал и медицинское оборудование. Однако остальные 5% - это все то, что необходимо для контроля над заключенными. Аналогично, кемп-дэвидские предложения увеличивают площадь тюремных камер, но не устраняют израильский контроль над населением Палестины».
Читая это заявление, человек непосвященный останется в неведении по поводу того, что
98% (!) палестинских арабов уже несколько лет живут не под «израильской оккупацией», а в Палестинской автономии (возможно, режим в ней напоминает тюремный больше, чем израильское правление, но не будем об этом).
А как же Иерусалим? Разве не соглашался Барак уступить суверенитет над его частью палестинскому государству, не считаясь с торжественными заверениями о единстве и неделимости города, которые тысячи раз делали израильские премьер-министры до него, да и он сам перед выборами 1999 года?
Увы, на ООП и эти уступки Барака должного впечатления не произвели: «Израиль был готов допустить палестинский суверенитет над изолированными друг от друга районами Восточного Иерусалима и окружить их незаконными еврейскими колониями. Фактически это предложение предусматривает палестинские гетто в сердце Иерусалима».
Словом, ничего из того, что может сделать Израиль, не удовлетворит палестинцев - кроме его самоубийства. Они спят и видят смести его с лица земли в священной войне - джихаде с участием всех арабских армий.
Меньшинству из нас это было очевидно с самого начала, поэтому мы резко критиковали «процесс Осло». Мы понимали, что Арафат меняет не цели, а только тактику. По крайней мере пять раз попытавшись разрушить Израиль с помощью военных нападений, арабский мир, используя палестинцев как авангард, пытается теперь действовать по этапам, о которых говорил в своих последних интервью Фейсал Хусейни.
Если Арафат завтра умрет, ничто не изменится. Настоящих «умеренных», которые желали бы занять его место, ни в ООП, ни в более широком арабском мире не наблюдается. Даже посол Саудовской Аравии в Лондоне (Эр-Рияд считается довольно умеренным режимом) недавно заверял своих товарищей-арабов, что они могут выиграть войну на два фронта против деморализованного Израиля, который, по его мнению, уже доказал, что не в состоянии выдерживать террор. Для такой войны на два фронта арабам нужен Египет. Посол считает, что мирный договор Каира с Израилем не будет препятствовать этому. В особенности в свете большого военного строительства, которым занимается Египет.
Вскоре после публикации статьи посла официальная ежедневная газета египетского правительства «Аль-Акбар» написала в передовице следующее: "На фоне международного предательства палестинской проблемы невозможно избежать солидарности исламского и арабского мира с героической интифадой. Интифаду следует поддерживать действиями, а не словами, для того, чтобы вынудить Израиль прекратить оккупацию арабских земель без малейших уступок с арабской стороны".
Несмотря на все это, в Израиле и в Америке многие политические деятели, публицисты и ученые считают, что ничего по сути не изменилось. Они убеждены, что палестинцы в частности и арабы вообще готовы установить мир с еврейским государством, если оно признает рядом с собой палестинское государство. После кратковременного замешательства они вернулись к своим старым позициям, как будто Кемп-Дэвида не было.
Подобно слепцам, не замечающим очевидных вещей, они снова и снова призывают к возобновлению мирных переговоров.
Но большинство простых израильтян уже усвоили урок.
«Для палестинцев мы все поселенцы», как выразился один житель Тель-Авива. Урок был усвоен также и некоторыми известными интеллектуалами, среди которых Шломо Авинери, который закладывал основы Осло, но недавно сурово осудил израильских левых, отказывающихся признать реальность, и сравнил их с коммунистами, которые никак не откажутся от веры в своего собственного божка. Сделали надлежащие выводы и некоторые политические комментаторы - бывшие "голуби". Новый главный редактор израильской газеты "Маарив" Амнон Данкнер разоблачает Норвежские соглашения «как одну из величайших глупостей истории».
Но среди политиков, которые когда-то ввергли страну в эту трясину, трудно отыскать хоть одного признавшего свою ошибку. Их сторонники в правительстве США - Росс, Индик и компания - и их приспешники в американских СМИ также не спешат признавать иллюзорность своих представлений о ближневосточной реальности.
Не было бы ничего бесчестного в таком признании, особенно если выразить его в более мягкой формулировке. Например: «У нас были серьезные основания полагать, что наконец-то возможен мир, поэтому мы проявили бы безответственность, не использовав эту возможность. К нашему большому сожалению, теперь стало очевидно, что это был мираж». Но что действительно бесчестно - так это нежелание отказаться от иллюзий, касающихся мирного процесса, и продолжать гоняться за миражом и раздувать огонь надежды, который еще теплится в сердцах уставших от войн израильтян.
Йоси Бейлин интерпретирует беспокойство израильтян о безопасности своих границ, как «детские страхи». Его поддерживает лидер леворадикальной партии МЕРЕЦ Йоси Сарид. Но Шимон Перес, все еще наслаждающийся властью в качестве министра иностранных дел Израиля, находится даже на более высокой ступени в списке бесчестия, чем «пудель» Бейлин или Сарид. Какой бы шокирующей не казалась бы такая аналогия, я все же пойду дальше и сравню его с Невилем Чемберленом, причем сравнение будет в пользу англичанина.
Чемберлен в бытность свою премьер-министром Великобритании в конце 1930-х годов проводил политику умиротворения нацистской Германии. Подобно ему Перес как министр иностранных дел в правительстве Ицхака Рабина, проложил дорогу к подобной политике Израиля по отношению к ООП.
Можно считать, что и Чемберлен, и Перес искренне считали, что предлагают единственный возможный путь к миру. Но здесь сходство заканчивается.
В своей недавно опубликованной книге «5 дней в Лондоне: Май 1940» Джон Лукакс пишет о дальнейшем жизненном пути Чемберлена. Когда Уинстон Черчилль сменил его на посту премьер-министра, Чемберлена не вывели из состава военного кабинета. И он наконец понял, как заблужался он относительно планов Гитлера и как прав был Черчилль. Он стал одним из самых преданных сторонников Черчилля в его решимости вести полномасштабную войну до победного конца.
Перес не делает даже того, что делал Чемберлен (хотя, увы, Шарону далеко до Черчилля). Глава израильского МИДа докатился до хвастовства по поводу того, что именно он удерживает Шарона от того, чтобы ввергнуть Ближний Восток в крупномасштабную войну. День и ночь он бегает туда-сюда, упрашивая Арафата и его компанию объявить еще одно липовое «прекращение огня», за которым последовало бы не менее фарсовое продолжение серии «мирных переговоров».
Судя по недавно опубликованным статьям, израильтяне, пришедшие в отчаяние из-за нежелательности войны и невозможности мира, все активнее обсуждают опцию «одностороннего отделения» от палестинских арабов. Речь идет об одностороннем установлении Израилем своих границ, обозначенных на местности стенами и заборами. Однако, даже если бы это было возможно, внутри осталось бы 1,2 млн арабов - граждан Израиля.
Продолжая параллели с Европой 1930-х годов, эти арабы, сосредоточившиесь в Галилее и Негеве, легко могут повторить историю Судетской области, население которой составляли граждане Чешской республики немецкого происхождения, симпатизировавшие Гитлеру.
В самом деле, израильские арабы впервые после провозглашения еврейского государства начинают требовать, чтобы их признали «национальным меньшинством». В своей статье в "Джерузалем пост" Йосеф Гоэль объясняет:
"Некоторым из нас различие между «этническим» и «национальным» меньшинством может показаться семантической эквилибристикой. Но это не так. Термин «национальное» подразумевает представление территориальной и политической автономии, которая рано или поздно вызовет кампанию за тотальное отделение. А это уже путь к израильскому Косово".
Так есть ли свет в конце туннеля? Как честный человек я не могу сказать, что вижу его. В обозримом будущем единственный реалистический выбор для Израиля - это крепко стоять на своем, держать сухим порох в пороховницах, совершенствовать уже разработанные методы антитеррористической борьбы, обеспечить надежность своей военной мощи как защиту от крупномасштабного нападения и использовать эту мощь, когда к этому вынудят арабы.
Но может наступить день, когда арабы смирятся с существованием еврейского государства. Этот день может наступить раньше, чем предполагают подобные мне пессимисты - так же, как когда-то наступил крах Советского Союза. Но самообман, который нам навязывают живущие в плену у иллюзий архитекторы Осло, не принесет добра Израилю. Искусственно торопить время не дано никому.