Бесстыдный поступок - изгнание евреев с их собственной,
выкупленной у арабов земли - помог высветить неожиданное
явление. Нарушение Шаббата, которым это выселение
сопровождалось, вызвало бурю возмущения во всем
религиозном мире, и всем было очевидно,
что правильно и необходимо было отказаться выполнять
приказ. Солдаты выполняли его, будучи введенными в
заблуждение, что якобы эта акция имеет статус выполнения
боевого задания. Если бы они были уверены, что она таковой
не является, они должны были бы отказаться выполнять приказ.
Почему? Из-за нарушения Шаббата!
Это подобно тому, как если бы солдату в качестве боевого
задания приказали скушать свинину, и он выполнил приказ,
отказавшись, однако, читать благословение на еду.
Заповедь заселять Эрец-Исраэль - принципиальная ценность
еврейского народа. Без нее невозможно нормальное выполнение
других заповедей. Почему же в случае пренебрежения к Шаббату
равы указывают, и справедливо, что не следует выполнять приказ,
а в случае пренебрежения Землей Израиля большинство из них
молчит?! Причина этому - не в законах Торы. Причина другая.
Для тех, кто говорит, что выселение фермы Гилад - не
галахическая тема, еврейская Тора давно превратилась в некий
"религиозный кодекс" - набор внешних обрядов. Они не готовы
вывести из нее программу национальной жизни, которую можно
было бы предложить как существенную альтернативу постсионизму.
Христианское разделение между церковью и реальной жизнью,
между "боговым и кесаревым", за долгие годы изгнания прилипло
к еврейству, превратив его в религию, оторванную от
национального самосознания. "Тора галута" - это действительно
религия в христианском понимании этого слова. А с религией
светское государство находится в прекрасных отношениях, строго
ограничивая абстрактным и личным сферу религиозного: Богу,
конечно, полагается богово, и гражданин может выполнять свои
личные религиозные обряды, но в общественной жизни извольте
выполнять законы "кесаря". Так, например, БАГАЦ распорядился
обеспечивать религиозных солдат пищей высокой степени
кошерности. Нет проблем - мы обеспечим вам все ваши личные
религиозные нужды, только ограничивайтесь рамками своих
религиозных обрядов и не лезьте в нашу национальную жизнь.
Классический герцлевский сионизм призывал
нас стать народом, как все другие, и превратить иудаизм из
традиции живого народа в набор религиозных обрядов, не
связанных ни с Эрец-Исраэль, ни с реальной национальной
жизнью. Герцль отводил место религиозным только в
вагоне-ресторане поезда сионизма в качестве надзирателей за
кашрутом. Нет ничего более отвращающего евреев от иудаизма,
чем сведение его к одним лишь религиозным обрядам.
Но вот мы вернулись в Эрец-Исраэль и наступил момент истины -
когда духовному руководству пришлось решать, выходить ли из
этих узких рамок, выставлять ли еврейство в качестве активной
позиции во всех областях жизни на этой земле, или оставить его
законсервированным, в отрыве от реальности. В галуте евреи
только соблюдали свои обряды, не вмешивались в законы
приютившего их народа и покорно уходили, когда их изгоняли.
По-видимому, мы лучше справились с задачей вывода евреев из
галута, чем с выведением галута из евреев. И если Всевышний
смилостивится и не спросит с нас за этот грех слишком сурово,
то возможно это случится и благодаря заслуге трех сержантов,
которые восстановили честь еврейского народа, ценой ареста отказавшихся участвовать в
трансфере своих соплеменников.