Биньямин Нетаниягу (бывший премьер-министр Израиля)
КАК ЗАПАДУ ПОБЕДИТЬ ТЕРРОР
Сурово осужденный странами Запада в 1990-х годах и, казалось бы, похороненный на свалке истории террор бушует вновь. Причем если раньше его аренами становились второстепенные, с общепланетарной точки зрения, объекты - городские подземки в европейских столицах, автобусы и супермаркеты в Израиле, еврейские общинные центры в странах диаспоры, американские посольства в странах Африки, то теперь террор нещадно уничтожил один из важнейших символов Америки и всего свободного мира - Центр мировой торговли в Нью-Йорке, еще несколько месяцев назад казавшийся незыблемым, как само мироздание.
Принципиальная особенность нынешнего террора - это отсутствие каких-либо сдерживающих начал, ограничений. Такой террор объявляет свою идеологию стоящей выше всех гуманистических принципов и общечеловеческих норм. Он отличается от таких типов партизанской войны, при которых подпольная организация не ставит перед собой задачу преднамеренно вызвать гибель гражданского населения. Этот тип террора характерен не только для мусульманских радикалов, но и вообще для тоталитарных режимов.
Точечные меры борьбы с террором, успешно практиковавшиеся в 1960-х, 70-х, 80-х и даже 90-х годах, уже не пригодны. Переговоры об освобождении заложников, придирчивые проверки в аэропортах - это уже вчерашний день. Сегодняшние террористы убивают и бомбят свои цели без предупреждения, и все, что остается правоохранительным органам - это расследовать злодеяния бандитов задним числом. Причем от непосредственных исполнителей показаний уже не получить: они сошли в могилу, предварительно совершив по наущению своих наставников "героический подвиг",
ничего общего с жизнью не имеющий. Выследить и обезвредить каждого потенциального камикадзе невозможно. Но это не означает, что мы не в состоянии "вычислить" духовных лидеров, покровителей и спонсоров террора - и заблаговременно принять против них надлежащие меры.
Крестные отцы международного терроризма хорошо изучили психологию Запада и умело нащупывают его ахиллесову пяту. Террор для них - это метод управления обществом путем устрашения этого общества. По логике террористов, напуганное общество должно надавить на правительство: или защити нас, или уйди в отставку. Напуганное общество, по замыслу террористов, должно утратить нравственные ориентиры и целиком следовать инстинкту выживания, даже ценой отказа от привычного образа жизни и демократических ценностей. В отличие от всенародно избранного лидера, главарь террористической организации не подотчетен своему народу и принимает решения в одиночку. Сограждане для него - не более чем послушные солдаты, исполнители его воли. В тоталитарном обществе, в отличие от свободного, смена власти под давлением снизу невозможна - поэтому ареной своей деятельности террористы выбрали именно западный мир. Однако демократичность последнего не должна более нести в себе черты слабости и беспомощности перед лицом тирании, сверхзадача которой - уничтожение достижений социального прогресса и затягивание всего мира в пучину средневековья. К сожалению, недостаточное осознание Западом опасности международного террора позволило главарям последнего на протяжении многих лет накапливать средства в западных банках и создавать арсеналы смертоносного оружия, среди которого, по некоторым данным, имеются такие виды оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. При том что финансовую и организационную базу международного терроризма предоставляют тоталитарные государства, на территории которых будущие боевики проходят идеологическую и военную подготовку, этими странами география террора не ограничивается. Паразитируя на западных ценностях и технологиях, террористы создали разветвленную, по-своему совершенную структуру, в орбиту которой оказываются вовлечены и люди, не имеющие представления о ее схеме и назначении. Этому способствует доверительность и открытость, традиционно присущая западному обществу в отличие от закрытого за семью печатями восточного.
Но главным оружием современного терроризма являются, естественно, его сознательные, горячие адепты - мусульманские "шахиды", великомученики, индоктринированные готовностью пожертвовать собой
во имя достижения поставленной цели - воцарения ислама на всей планете. Цели столь иррациональной, что средний западный человек не в состоянии втиснуть ее понимание в обыденные рамки.
На пути борьбы с террором нас поджидают немалые трудности: не только внешнего характера (идентификация объектов противника, определение их дислокации и принятие оперативных мер по их уничтожению), но и внутреннего. Нет смысла распространяться о том, что Соединенные Штаты и другие свободные державы обладают более чем достаточными техническими средствами для того, чтобы дать отпор террористам. Речь ниже пойдет о проблемах, связанных со структурой западного сознания и со стереотипами, свойственными просвещенному обществу и рискующими парализовать его волю.
Одним из главных препятствий для целеустремленной борьбы Запада с террором является присущее его обитателям человеколюбие, ставящее подсознательный заслон на пути применения необходимых для этого средств.
Культурный человек, воспитанный на идеалах гражданских свобод и гуманизма, инстинктивно отмежевывается от таких действий, которые способны составить угрозу мирному населению, даже при наличии косвенных доказательств того, что оно потворствует или даже содействует боевикам. Западная мораль рассматривает жизнь человека в качестве главенствующей ценности и не оправдывает убийство людей без суда и следствия. В этом и заключается ее уязвимость в рассматриваемом контексте. Во время войны - антитеррористическая не исключение - возникают особые, не поддающиеся мирным шаблонам обстоятельства. Может ли идти речь о планомерной организации суда над головорезом, готовым через пять минут взорвать себя вместе с десятками окружающих ни в чем не повинных людей? Современному просвещенному обществу необходимо уяснить, что следование законам мира в обстановке боевых действий - а именно так следует квалифицировать борьбу с террористов - не только неразумно, но и гибельно. Это уже вопрос не чистой политики или престижа, а элементарного выживания. Как ни горько осознавать, именно гуманистический подход играет на руку воинствующим (в самом прямом смысле этого слова) антигуманистам. За последние годы террористы поднаторели в демагогическом искусстве подведения рациональной базы под свои действия, которая может на словах носить привлекательный, даже прогрессивный характер, претендовать на симпатии и сочувствие определенных кругов на Западе. Программа-минимум террористов заключается в том, чтобы их "поняли"; тогда появляется шанс на выполнение программы-максимума - чтобы их одобрили.
Одним из самых вредных подходов к рассмотрению проблемы террора являются попытки идентификации политических целей, скрывающихся за действиями боевиков. Привыкшая к интеллектуальному, логическому анализу происходящего, западная цивилизация рискует оправдать те или иные насильственные действия неудовлетворенными национальными устремлениями тех, кто встал на путь насилия. Распространенное заблуждение гласит, что, пойдя навстречу террористам и выполнив их условия, мы лишим их политической базы для продолжения своей деятельности. Однако это всего лишь иллюзия. Выжав путем шантажа даже малейшую уступку, террористы почерпнут в ней уверенность в правильности своей тактики и тотчас поставят себе новую, еще более далеко идущую цель. Не менее опасно представление о том, что к террористическим действиям людей толкает нерешенность их социальных, экономических или иных проблем. Попробуйте себе представить цивилизованного человека, ограбившего банк и оправданного судом на основании того, что накануне он потерял работу!
Исламский террор не имеет себе равных по степени вандализма. В мире есть много примеров, когда те или иные народы боролись за свое освобождение - не прибегая при этом к сознательному истреблению мирного населения. Французское Сопротивление ненавидело нацистов, но французские партизаны не убивали жен эсэсовцев или их детей. Поэтому все попытки обосновать свои действия ссылками на борьбу за справедливое дело не стоят ни гроша. Когда террористы подобного типа приходят к власти, очень быстро выясняется, что все их призывы к свободе или борьбе за права человека - пустой набор лозунгов. Они моментально превращаются в отъявленных диктаторов и тиранов. Главная цель Арафата и ему подобных - не собственно свобода, а власть. Лозунги, используемые ими, служат лишь прикрытием для стремления прорваться к власти, установить свою тиранию. И потому корень зла нынешнего террора - это особый, диктаторский тип мышления его организаторов, их безудержное стремление к власти, превалирующее над всеми человеческими нормами.
Ключевой целью террора является внушение обитателям Запада чувства незащищенности. Не подготовленное к такому развитию общество может решить, что борьба с террором бесперспективна, опустить руки и сдать свои позиции без боя.
Хорошим историческим примером является многолетнее противостояние свободного мира коммунизму. Еще лет двадцать назад мало кто на Западе верили, что эта некогда мощная тоталитарная идеология потерпит крах, тем более в обозримом будущем. Но этот колосс обрушился. Теперь Запад норовит почивать на лаврах победы над коммунизмом, ошибочно полагая, что главная опасность позади.
К несчастью, это не так. Пассивность в нынешней ситуации неуместна и опасна. На смену ей должна прийти сплоченность западного мира в борьбе с его смертельным тоталитарным врагом - международным терроризмом.
В этой борьбе следует четко различать атакующих и защищающихся, террористов и их жертв. Лицемерная пропаганда первых направлена на создание иллюзию симметрии между сторонами, добиваясь того, чтобы негодование внешних наблюдателей по поводу антитеррористических операций заглушило или хотя бы нейтрализовало справедливое возмущение их собственными злонамеренными действиями.
"Борись со злом вовремя, пока оно не разрослось до непреодолимых размеров", - писал в начале ХХ века один из лидеров еврейского национального возрождения Исраэль Зангвиль. Этот девиз должны сегодня взять на вооружение политические деятели Запада: президенты и премьер-министры, конгрессмены и парламентарии. Не удушив террор сегодня, они позволят ему вскоре удушить их самих.
Однажды, в 1930-х годах, мир не прислушался к предупреждению Зангвиля. Чем это закончилось для шести миллионов его собратьев и для многих миллионов граждан других национальностей - известно всем.
Людям свойственно плениться красивыми идеалами, не верить в худшее и видеть в происходящем только светлые черты, даже если они едва заметны на темном фоне. В 1990-х годах нечто подобное происходило в Израиле. Уверовав в скорое урегулирование конфликта с палестинскими арабами, лидеры еврейского государства утратили бдительность и позволили вовлечь себя в авантюру Норвежских соглашений.
За несколько месяцев до своей трагической гибели подписавший их от имени израильского народа Ицхак Рабин почувствовал, что ситуация выходит за рамки прогнозируемого сценария, и несколько раз повторил мало кем замеченное в эйфоричной обстановке заявление о том, что террор против Израиля вновь обретает черты стратегической угрозы. Отмахнувшись от этих пророческих слов, другие руководители партии "Авода" продолжали двигаться путем уступок, словно не обращая внимание на непрерывно усиливающийся террор. По наивности полагая, что агрессивная антисемитская реторика Ясера Арафата и других деятелей Палестинской автономии предназначена лишь для "внутреннего пользователя", израильские лейбористы пострабинской эпохи они не дали себе труд осознать, что слова Арафата вовсе не расходятся с делами.
Апофеоз абсурда наступил в июле 2000 года, когда тогдашний глава партии и правительства Эхуд Барак согласился отдать под контроль палестинских арабов не менее 95% территории Иудеи и Самарии, а в обмен на недостающие до ста процентов участки, на которых сосредоточились крупнейшие поселенческие анклавы, отдать земли, входящие в "зеленую черту". Речь шла, по существу, о молниеносной реализации Норвежских соглашений, предусматривавших лишь постепенный отход Израиля к скорректированным границам 1967 года. Казалось, мечта жизни Ясера Арафата осуществляется. Но вместо того, чтобы поставить свою подпись под документом, он решил не довольствоваться малым и внес на повестку дня вопрос возвращения миллионов их беженцев в их дома, вот уже более полувека находящиеся на суверенной территории Израиля. Для еврейского государства это было равнозначно самоубийству, и Кэмп-Дэвидские переговоры сорвались, сменившись интифадой.
Вернемся от израильского к более широкому, международному контексту. Вот лишь частичный перечень мер по борьбе с террором, которые может сегодня принять Запад. 1. Исключение всякой ситуации, при которой террористы получают за свои действия награду в виде территорий, денег или любом другом. Любые проблемы Запад готов обсуждать только за столом переговоров; если же Восток к этому не готов и предпочитает вооруженный путь - то это неизбежно вызовет решительный отпор.
2. Введение санкций против тех, кто поставляет ядерные технологии государствам, поддерживающим террор. Среди последних следует выделить Иран, несмотря на протесты Израиля продолжающий получать от России средства для создания атомной бомбы. Однажды - в 70-х годах - Конгресс США с помощью поправки Джексона-Вэника, ограничивавшей статус СССР в мировой торговле, заставил эту страну предоставить евреям свободу выезда. Подобные экономические шаги должны быть незамедлительно предприняты против КНДР и других стран, продающих террористическим режимам оружие массового уничтожения или его компоненты.
3. Наложение дипломатических, экономических и военных санкций на сами террористические государства. В отношении Ирака и Ливии эта мера себя оправдала; остается лишь расширить перечень режимов, проповедующих насилие, включив в него, например, Сирию и Палестинскую автономию, до сих пор не примирившихся с существованием еврейского государства.
4. Замораживание банковских счетов и другой ценной собственности террористических организаций, размещенной на Западе и используемой ими для финансирования своих вооруженных операций против него же.
5. Координация разведывательной деятельности. Принципиальное новшество здесь состоит в том, что страны Запада должны отодвинуть на второй план свои хорошо понятные интересы национального масштаба и объединить усилия в борьбе с глобальной опасностью - международным террором. 6. Внесение корректив в законодательства демократических государств. Ликвидация уязвимых мест позволит им развязать себе руки для эффективной борьбы с террористами, умело использующими слабости западной цивилизации, ее моральную и юридическую неподготовленность к сложившейся в последнее время ситуации. Конкретный пример: следует запретить сбор пожертвований в фонды, внешне носящие гуманитарную окраску, но де-факто обслуживающие террористические организации. Целесообразно также предоставить спецслужбам бОльшую свободу действий в расследовании деятельности группировок, подозреваемых в терроризме, а также ужесточить ограничения на владение оружием. 7. Пересмотр иммиграционных законодательств. Эре бесконтрольных миграций, когда массы террористически настроенных выходцев с Востока беспрепятственно направляются на Запад и подрывают демократический строй изнутри, пора положить конец. Сказанное не означает, что некий человек может быть лишен права на жительство только на основании его национальности, однако тщательное изучение его биографии и целей въезда в демократическую страну совершенно необходимы. 8. Переход к активному преследованию террористов в любой точке земного шара и подготовка специальных подразделений по борьбе с террором. Там, где путь мирных переговоров себя не оправдывает, приходится прибегать к силовым мерам. Энергичные действия США в против подразделений "Талибана" в Афганистане продемонстрировали миру, что победить террор военным путем можно - и необходимо.
(Компиляция Ш. Громана по книгам, статьям и интервью Б.Нетаниягу, опубликованным в 2000-2001 гг. на иврите и по-английски)