АКТУАЛЬНАЯ КОЛОНКА за 22.02.2004

колонка за 6.02.04
колонка за 22.01.04
колонка за 10.12.03
колонка за 16.10.03
колонка за 9.10.03
колонка за 29.08.03
колонка за 20.07.03
колонка за 28.05.03
колонка за 16.05.03
колонка за 11.05.03
колонка за 22.04.03
колонка за 12.03.03
колонка за 5.03.03
колонка за 14.02.03
колонка за 8.01.03
колонка за 2.12.02
колонка за 25.11.02
колонка за 20.11.02
колонка за 21.10.02
колонка за 20.10.02
колонка за 29.09.02
колонка за 15.08.02
колонка за 8.08.02
колонка за 31.07.02
колонка за 16.07.02
колонка за 23.06.02
колонка за 20.06.02
колонка за 17.06.02
колонка за 4.06.02
колонка за 27.05.02
колонка за 15.05.02
колонка за 12.05.02
колонка за 8.04.02
колонка за 2.04.02
колонка за 25.03.02
колонка за 18.03.02
колонка за 7.03.02
колонка за 26.02.02
колонка за 19.02.02
колонка за 11.02.02
колонка за 25.01.02
колонка за 22.01.02
колонка за 14.01.02
колонка за 9.01.02
колонка за 6-7.01.02
колонка за 26.12.01
колонка за 19.12.01
колонка за 14.12.01
колонка за 4.12.01
колонка за 2.12.01
колонка за 28.11.01
колонка за 26.11.01
колонка за 11.11.01
колонка за 1-3.11.01
колонка за 30.10.01
колонка за 28.10.01
колонка за 24.10.01
колонка за 22.10.01
колонка за 21.10.01
колонка за 18.10.01
колонка за 17.10.01
колонка за 16.10.01
колонка за 15.10.01
колонка за 14.10.01
на главную cтраницу

Взгляд Шломо Громана на события в Израиле

ИЗБАВИТЬ ИЗРАИЛЬ ОТ ЗАБОРА И ШАРОНА

Зная мою "слабость" к демонстрациям, меня пригласили в Гаагу на акцию протеста евреев, которые съезжаются туда из разных стран. 23 февраля в Нидерландах открывается инспирированное арабами судилище над Израилем, нынешнее руководство которого посмело – о ужас! – разгородить Эрец-Исраэль на «еврейский» и «арабский» сектора.
Кто-то решил, что еврейскому патриоту подобает защищать правительство Шарона от посягательств на его право строить «забор». Пишу это слово в кавычках потому, что рассчитана сия фортификация на защиту от оружия позапрошлого века, а произошедший 26 декабря 2003 года у деревни Месха маскарад показал, что стрельба в нарушителей приведет военнослужащих в трибунал – не гаагский, а доморощенный.
По какому-то недоразумению борьба за «забор» считается прерогативой главным образом правого лагеря, в то время как умеренно левые в большинстве своем заняли пассивную позицию, а левые экстремисты и арабы – как граждане, так и неграждане Израиля – активно выступают против «заграждения».
Возможных причин сего недоразумения две. Во-первых, те правые, чей интеллектуальный и аналитический потенциал недостаточен для выработки собственных мнений и концепций, автоматически равняются на левых и арабов, меняя «минус» на «плюс» и наоборот. Во-вторых, номинальная часть правого лагеря (во многом совпадающая с описанной в предыдущем пункте) все еще слепо предана Ариэлю Шарону, который, как известно, горой стоит за ненавистный арабам «забор». Мол, «наших бьют» - спешим на помощь!
Loading...

Однако, уважаемые читатели, давайте вспомним историю этого злополучного «забора». Предложил его строить не кто иной как Хаим Рамон, даже в партии «Авода» снискавший репутацию «голубя». Ариэль Шарон поначалу выступал против. В доказательство приведу концовку моего репортажа о визите премьер-министра в Центральный штаб полиции в Иерусалиме, который был опубликован в газете «Вести» 16 января 2002 года (www.languages-study.com/harah/sharoninpolice.html).
В заключение полицейские адресовали гостю ряд вопросов. Один из них касался целесообразности сооружения заградительной линии между "малым Израилем" и территорией Иудеи и Самарии. Суть ответа такова: полноценно оборонять границу, пролегающую по "зеленой черте" или вблизи нее, не представляется возможным. Одностороннее размежевание нас не спасет.
Бегство под кодовым названием «размежевание», естественно, изобрел тоже не Шарон. С такой инициативой выступал перед выборами 2003 года Амрам Мицна, возглавлявший список «Аводы».
Узнав в некий момент от своих советников о том, что арифметическое большинство израильтян поддерживает идею "забора", Шарон ничтоже сумняшеся сел на рамоновского конька. В затянувшемся порыве популизма наш премьер как будто пользуется «советом» белорусского президента Александра Лукашенко: "Ради сохранения спокойствия в стране я готов пожертвовать собственным разумом".
Что ж, коммунизм, Норвежские соглашения и прочие бредовые идеи тоже в свое время пользовались почти всенародной популярностью... Но подлинная демократия тем и отличается от фальшивой демократии и диктатуры, что меньшинство имеет полноценную трибуну и потенциальную возможность переубедить заблуждающееся большинство.
Поскольку голос правого лагеря (от которого – если вычесть псевдоправых - остались лишь фрагменты «Ихуд леуми» и МАФДАЛа да 10-15 депутатов «Ликуда») почти не слышен в СМИ, у обывателя складывается искаженное впечатление: якобы помимо арабов и левых радикалов против «забора» не выступает никто, а споры между евреями ведутся лишь о трассировке: точно по «зеленой черте» или с минимальным отступом на восток?
В споре о «заборе» в действительности не две стороны, а три. Отодвинув кривое зеркало (которое, в соответствии с «логикой» абсурда, вот-вот покажет, что правые выступают за предлагаемые Шароном бегство из Газы, уничтожение поселений и трансфер евреев), получаем следующий расклад.
1. Арабы и левые экстремисты выступают против «забора», потому что Эрец-Исраэль, она же Палестина, должна, в их представлении, принадлежать только арабам.
2. Умеренно-левые, центристы и псевдоправые во главе с Шароном – за «забор», потому что наша страна должна быть, в их представлении, разделена между мирно сосуществующими евреями и арабами. Утопическая концепция, обанкротившаяся за 11 лет Осло.
3. Подлинно правые – против «забора», потому что Б-г дал Страну Израиля в вечное пользование евреям без права дележа с соседями.

Неужто должны правые становиться бесплатными адвокатами «забора» и его прокладчика – особенно в ситуации, когда его называющий себя правым «архитектор» планирует вышвырнуть из домов десятки тысяч евреев, согнать их с земли, где подрастает уже третье поколение поселенцев? Как выразился американский писатель ХХ века Джозеф Хеллер: "Враг - это всякий, кто стремится убить тебя, неважно на чьей он стороне".
В конце концов, Шарон сам навлек на нашу страну Гаагский трибунал. Не только в политике, но и в дворовой драке больше всех достается обороняющемуся, а не атакующему. "Оправдывается виноватый", "победителей не судят" - вот какие пословицы хочется напомнить человеку, который вместо обещанного уничтожения инфраструктуры террора решил отсидеться в крепости - засунул голову в песок и смешал его с цементом для строительства бетонной стены.
У правых имеется две потенциально возможные линии поведения в отношении гаагского судилища: невмешательство и переход на сторону прокуроров «забора».
Невмешательство представляется автору этих строк оптимальным вариантом по двум причинам. Во-первых, какая бы то ни было реакция на голландское сборище добавит ему легитимации. Во-вторых, осуждение евреем израильского правительства – пусть даже одного из самых провальных в еврейской истории – позволит антисемиту порадоваться царящему в нашем народе расколу.
Вариант перехода на сторону прокуроров прибережем для внутриизраильской арены. Во второй статье из цикла «Почему Шарон не желает бороться с террором и как с этим (нежеланием) бороться», опубликованной в Сети 28 мая 2003 года (www.languages-study.com/column/column28.05.03.html), автор этих строк выделил у премьер-министра следующие слабые пункты:
1) гипертрофированное честолюбие;
2) болезненная реакция на замечания о семейных делах;
3) панический страх перед уголовными преследованиями;
4) шаблонность мышления.

Сегодня ясно, где у главы правительства главная ахиллесова пята. Это пункт третий, обросший за это время новыми компрометирующими Ариэля Шарона и его сыновей подробностями по делу Керна, делу «греческого острова», теперь и «карибского острова»... Откупиться от косящего налево правосудия глава правительства пытается землей, которую Вс-вышний дал не ему одному, а всем евреям.
Не в бровь, а в глаз попал замминистра просвещения Цви Гендель («Ихуд леуми»). На иврите его фраза прозвучала в рифму: [Омэк hа-акирОт ке-Омэк hэ-хакирОт]. Примерный перевод: «Размах операций по выкорчевыванию поселений будет зависеть от размаха следствия».
Из трех статей цикла было опубликовано две – пока писалась третья, обстоятельства существенно изменились. Девять месяцев назад многие в национальном лагере еще хранили веру в то, что при некоторых обстоятельствах (беспрецедентный теракт, давление правых сил, общее улучшение состояния здоровья) Ариэль Шарон откажется от своей политики «сдержанности», тряхнет стариной и поведет, как в славные молодые годы, бескомпромиссную борьбу с террором. С каждым месяцем становилось всё яснее, что премьер-министр подобен азартному игроку, который после каждого проигрыша удваивает ставку и - проигрывает вновь, расплачиваясь теперь уже не собственными или заимствованными деньгами, а жизнями гибнущих в терактах сограждан. За это Шарона, в принципе, можно судить как Слободана Милошевича...
Теперь же отход Шарона от сионистских идеалов вступил в качественно новый этап: на смену «сдержанности» пришла «гордая» капитуляция, в полном соответствии с Кафкой выставленная как ультиматум. Мол, "никому не поставить нас на колени - мы лежали и будем лежать!"
Прежде трагическая ирония состояла в том, что только теракты предотвращали дальнейшие территориальные уступки арабам. Теперь же Шарон отдает приказ об отступлении под огнем.
Остатки иллюзий насчет возврата Ариэля Шарона в национальный лагерь исчезли 2 февраля 2004 года. В тот час, когда в интервью газете «Гаарец» премьер-министр анонсировал свой план деиудаизации обширных районов Эрец-Исраэль, я шел на заранее назначенную встречу с известным израильским адвокатом, историком, педагогом, полковником запаса Яаковом Хисдаем – автором недавно переведенной на русский язык публицистической книги «Смутное время».
Дослушав шокирующие радионовости, я задал юристу вопрос: «Стоит ли поселенцам попытаться защититься от депортации через международные судебные инстанции?» «Нет, - ответил д-р Хисдай. – Не пристало правым выносить сор из израильской избы». «Так что же вы им посоветуете?» - не сдавался я. «Боюсь, что Шарон оценил состояние народа верно. Большинство израильтян не готово отстаивать Нецарим. И виновата в этом практикующаяся десятилетиями порочная система образования и воспитания, общий недостаток культуры: еврейской и общей», - грустно промолвил мой маститый собеседник, кабинет которого – немаловажная деталь - уставлен вперемежку юридической литературой и книгами на идиш по искусству.
Увы, запаса времени на исправление вековых ошибок у израильтян нет. Пока весь народ поймёт, будет уже поздно. Ответственность за судьбы нации лежит все-таки на плечах ее лидеров. Для того они и избираются, чтоб не полагаться на одни лишь опросы да референдумы и видеть дальше. Насколько они способны на это – выясняется, увы, только задним числом, когда наломано немало дров. Классический пример - Осло, так же получилось с Эльхананом Танненбоймом.
Так как же остановить несущийся по наклонной плоскости каток? Первый шаг - избавиться от раболепия в отношении тирана. Второй – отказаться от догм и назвать вещи своими именами: если имярек выглядит, как левый, говорит, как левый, и делает, как левый, то он и есть левый. Третий – перейти от теории к практике, призвав на помощь закон.
Как мы уже выяснили, больше всего Ариэль Шарон боится следствия против него самого и против сыновей. Не имея оснований стопроцентно полагаться на добросовестность полиции и прокуратуры, правые могут приблизить отставку премьер-министра своими силами, если соберут на него дополнительный компромат и передадут его... нет, не в Гаагу, а в Иерусалим. Наверняка среди читающих эти строки есть люди, обладающие эксклюзивной информацией о противозаконных деяниях Шарона-старшего и Шаронов-младших. Пусть же она станет достоянием Фемиды до того, как премьер-министр успеет нанести еврейскому присутствию в Эрец-Исраэль непоправимый урон.
Насколько приемлемы «подкопы» против Шарона в нравственном плане? После того, как глава правительства подло надругался над теми, кто, не жалея времени, сил и средств, пробивал ему дорогу к власти и возлагал на него небеспочвенные на тот момент надежды, после того, как вместо предлагавшегося Рехавамом Зеэви (да отмстится кровь праведника его убийцам и их приспешникам) трансфера арабских террористов Ариэль Шарон решил депортировать евреев - к этому человеку не следует питать уже никаких сантиментов. "Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов", - сказал еще Дени Дидро.
Способствовать привлечению Ариэля Шарона к суду целесообразно не только из соображений тактики, предотвращая или хотя бы приостанавливая реализацию его разрушительных планов. Важно это и с позиций общей исторической справедливости. Политик, который пришел к власти на гребне волны народных протестов как антитеза авторам Норвежских соглашений, но, усевшись в уютное кресло, счел нужным не только спасти заговорщиков Осло от праведного суда, но и продолжать подкармливать их кровавое детище, - сам заслужил место за решеткой.
Саркастическая усмешка судьбы: в Гааге смертельные враги еврейского народа судят Шарона за то же самое, за что его осуждают еврейские патриоты: за материальное воплощение главной идеи Осло – раздел Эрец-Исраэль. Неисповедимы пути восстановления справедливости Г-сподней!
Кто придет Шарону на смену? Если на несколько лет вакансию займет «переходный» лидер, уступающий нынешнему в размахе, - это предпочтительнее превращения Израиля в разгромленную посудную лавку. Благоприятнее всего в нынешней ситуации атмосфера перманентной предвыборной кампании: в ней, как показал опыт, "мирных переговоров" с убийцами не ведут, а поселениям дают спокойно строиться. Исстрадавшаяся страна отдохнет от Шарона и наберется сил, пока не оформится полноценный альтернативный лидер. При всех своих минусах, отсутствие сильной власти лучше, чем непререкаемая "сильная власть", подписывающая акт о капитуляции. А из хаоса, как известно, может явиться нечто хорошее.
Rambler's Top100