|
Взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
АРАБО-ЕВРЕЙСКИЙ КОНФЛИКТ: ВЗГЛЯД ИНЖЕНЕРА
За десять лет Ословского "миротворческого" эксперимента против него было высказано такое количество доводов, что - в сочетании с эмпирическими результатами процесса - должно было, казалось бы, вызвать в народе едва ли не единодушные протесты против Норвежских соглашений как таковых. Вместо этого большинство израильтян раз за разом голосует не за сторонников трансфера, а за тех, кто с бОльшим (Барак) или меньшим (Шарон) пылом ратует за их выполнение - то есть за создание арабского государства на территории Эрец-Исраэль. В чем же дело?
Одной из возможных причин этого парадокса мне представляется характер "антиословской" аргументации. В том, что она верна - и теоретически, и практически - сомнений быть не может. Но, судя по результатам выборов, бьет она мимо цели. И вот почему.
Как правило, критики Норвежских соглашений сосредоточивают свое внимание лишь на гуманитарных аспектах проблемы: религиозном, историческом, экологическом, психологическом... Раскрытию каждого из них были посвящены сотни статей десятков уважаемых авторов. Увы, многие потенциальные адресаты этих публикаций остались к ним глухи. Адекватному восприятию аргументации помешали субъективные, внушенные израильскому читателю с младых ногтей особенности мышления.
Известно, что благодаря основанной и построенной социалистами университетской сети практически все гуманитарные отрасли в Израиле контролируются людьми, для которых (следите за порядком перечисления аспектов в предыдущем абзаце): закон Торы не писан; история евреев началась не с Авраама, а с Бен-Гуриона, если не с “великого Рабина”; природоохранная деятельность намертво заассоциирована с когда-то начавшим ее МЕРЕЦем, взгляды которого на ближневосточный конфликт известны; арабские слезы горше еврейских, а арабская кровь краснее еврейской...
Так что если в русскоязычных кругах, благополучно сумевших излечиться от господствовавшей в СССР коммунистической доктрины и избежавших заражения левоарабской бациллой, доля принципиальных противников Осло достаточно велика, то наши ивритоговорящие сограждане в массе своей все еще не смирились с крахом “мирного процесса”.
Жизнь - увы, сопровождаемая все новыми и новыми "жертвами мира", - заставляет искать новые, более эффективные методы убеждения. Предлагаемый здесь метод ориентирован на широкие круги научно-технической интеллигенции, не обязательно сведущие в Торе, в еврейской традиции и истории, но знакомые с понятиями "черного ящика" и "обратной связи". Для тех, кто с последними не знаком, вкратце поясню терминологию.
Под "черным ящиком" инженеры и исследователи подразумевают систему, о внутреннем устройстве которой нам ничего не известно. Воздействуя выбранным нами способом на такую систему, мы получаем от нее некую реакцию. Влияя на "черный ящик" по-разному, мы получаем от него, вообще говоря, неодинаковый отклик. Методично сопоставляя воздействие и эффект, мы постепенно узнаем характеристики поведения системы. Даже ничего и не узнав о ее внутренней структуре, мы в результате умеем предсказывать поведение системы в зависимости от нашего на нее влияния.
"Обратная связь" - это воздействие системы на тех, кто пытается ею управлять. Вот пример из химической технологии. Мы нагреваем сосуд, в котором протекает нужная нам химическая реакция, и при этом образуется побочный продукт, который служит либо катализатором реакции (т.е. веществом, повышающим ее скорость), либо ингибитором (веществом, замедляющим реакцию). В первом случае реакция как бы помогает нам, сама себя ускоряет - и речь ведется о "положительной обратной связи". Во втором случае реакция сама себя тормозит - и говорят об "отрицательной обратной связи".
Перейдем теперь от химии к ближневосточной политике. Представим на минуту, что нам абсолютно ничего не известно ни о религии, ни о древней (ниже мы умышленно ограничиваемся событиями последнего столетия) истории, ни о психологии обеих сторон арабо-еврейского конфликта. Пусть он остается для нас "черным ящиком", свойства которого нельзя обнаружить иначе как воздействуя на него различными способами.
В первой половине XX века евреи начали активно заселять многие районы Эрец-Исраэль. Это привело в ту пору к невероятному - с точки зрения стороннего наблюдателя - успеху. На карте мира появилось Государство Израиль, а арабы стремительно теряли свои позиции.
С 1948 до 1967 года в регионе поддерживалось шаткое равновесие. Евреи не осваивали в ту пору земель, кроме тех, что достались им в Войну за независимость. Арабы же предпринимали спорадические диверсии, которые, впрочем, были не в состоянии изменить статус-кво.
В 1967 году евреи решились на смелый шаг, вернув себе Иудею, Самарию, Голанские высоты и Синайский полуостров. Арабы были смяты, деморализованы. Тут бы евреям и закрепить успех, ускоренными темпами освоить освобожденные территории, но вместо этого первый же серьезный вооруженный конфликт - Война Судного дня 1973 г. - завершился небольшим, но знаковым отступлением на Голанах. В конце 70-х - начале 80-х был поэтапно оставлен Синай.
Евреи стали отступать, чем не преминули воспользоваться арабы. В 1987 году они насали первую интифаду. К началу 90-х она практически выдохлась, когда Ицхак Шамир категорически отказался отдавать "сводным братьям" что-либо еще. Тут подоспела массовая алия из бывшего СССР, и израильтянам, казалось, сам Бог велел аннексировать Иудею с Самарией и развернуть там массовое жилищное и промышленное строительство.
Но пришедшие к власти Рабин, Перес и компания поступили наоборот. Они подписали с головорезами из ООП Норвежские соглашения и тем самым вызвали невиданную доселе волну арабского террора.
В 1996-99 годах Биньямин Нетаниягу пытался свести причиненный в Осло ущерб к минимуму, но денонсировать злополучные соглашения не решился. Результатом стало увеличение временных интервалов между терактами.
Затем пришел Эхуд Барак, вознамерившийся пройти путь уступок до самого, как ему казалось, конца: отдать 95% Иудеи и Самарии, 99% Голанских высот, всю Газу и пол-Иерусалима. Не учел он лишь того, что арабы понимали "конец" по-другому: для них закономерным исходом "мирного процесса" может явиться лишь полная ликвидация (а желательно - самоликвидация) Израиля.
Почуяв беспрецедентную готовность евреев к отступлению, обретшую к тому же конкретное воплощение в Южном Ливане, арабы побили установленный ими же при Рабине-Пересе рекорд интенсивности своей террористической деятельности против Израиля. Вторая интифада бушует до сих пор, периодически стимулируемая капитулянтскими заявлениями Ариэля Шарона о предусмотренных "Дорожной картой" очередных "болезненных уступках" то ли в Шило, то ли в Бейт-Эле, то ли везде...
Loading...
тут - ремонт очков оправ
Подведем итог - или, как говорят в лабораториях, проанализируем "сухой остаток". Всякий раз, когда евреи не боялись собственной мощи и наступали на арабов, те ретировались. Когда евреи не наступали, но давали надлежащий опор вражеским поползновениям, арабы по большей части предпочитали сидеть тихо. Когда евреи не наступали и не реагировали как следует на террор, последний усиливался. Но апогея своего террор достигал после того, как евреи "гуманно" отступали.
Итак, богатейшие экспериментальные данные однозначно позволяют определить систему "Ближний Восток" как работающую с положительной обратной связью. Активная поселенческая политика порождает в среде арабов такой выгодный нам побочный продукт, как страх. Наше капитулянтство, напротив, разжигает в неприятеле чувство уверенности в своих силах, жажду крови.
Выражаясь проще: чем сильнее мы давим, тем лучших результатов достигаем. Чем заметнее "прогибаемся" - тем большие беды на себя накликаем.
Пацифисты же продолжают вести себя так, как будто обратная связь в нашем регионе имеет не положительный, а отрицательный знак. Им кажется, что-де стоит "проявить добрую волю", как конфликт сам собой разрешится. Увы, всё как раз наоборот - он разгорится с новым пламенем.
|