|
Взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
ИСПАНИЯ И ИЗРАИЛЬ:
ЩЕМЯЩЕЕ СХОДСТВО РАЗЛИЧИЙ
Первая реакция большинства средств массовой информации на сенсационный политический переворот в Испании, где оппозиционеры-социалисты положили конец 8-летнему господству консерваторов из Народной партии, звучала примерно так: «Террористы «Аль-Каиды» привели к смене власти в Мадриде». Но насколько решающее значение имел сам по себе теракт 11 марта, унесший жизни 200 испанцев?
Нам, израильтянам, не привыкать к смене власти под влиянием взрывов. Так было и в 1996, и в 2001 году (оправдались ли надежды тех, кто голосовал тогда за правых в надежде на пресечение ими террора – разговор особый). Но вот замена с обратным знаком - правых на левых – явление новое. Значит, копать надо глубже.
События развивались с беспрецедентной даже для темпераментного Средиземноморья стремительностью. Еще вечером 10 марта все без исключения опросы предвещали правящей партии новую убедительную победу. А вечером 14 марта, при подведении итогов парламентских выборов, выяснилось, что социалисты получили в парламенте 164 места из 350, а консерваторы - всего 148 против прежних 183. За пару дней рейтинг Народной партии снизился больше чем на 10%. Хосе-Мария Аснар со товарищи установили не виданный Пересом и Бараком политический антирекорд, за несколько ходов умудрившись даже не свести вничью, а проиграть выигрышную позицию!
(Заметим в скобках, что встречались и другие заголовки, например: «Избиратели наказали Аснара за участие в иракской войне». Действительно, отправленный в отставку премьер принимал решение о направлении испанских войск в Ирак несмотря на то, что, согласно опросам общественного мнения, почти 90% испанцев выступали против этого. Однако на Пиренеях довольно скоро перестали жалеть Саддама, и исход выборов казался предрешенным не в меньшей степени, чем в свое время победа Шарона над Бараком или Мицной.)
У премьер-министра Аснара было трое суток с момента взрывов на вокзалах до открытия избирательных участков. На что употребил их государственный деятель? На призывы к сплочению нации типа бушевских образца 11 сентября 2001 г., на обещания (пусть даже демагогические – накануне выборов других все равно не раздают) раз и навсегда покончить с террором, откуда бы он ни исходил? Отнюдь. Все пропагандистские усилия главы правительства и его штаба были направлены на то, чтобы возложить ответственность за бойню на единственно возможного, якобы, виновника – баскскую сепаратистскую организацию ЭТА.
Утром 12 марта аккредитованные в Испании зарубежные журналисты стали жаловаться на то, что испанские власти навязывают им версию, согласно которой теракты в Мадриде осуществила не исламистская "Аль-Каида", а баскская ЭТА. Представители Ассоциации иностранных корреспондентов рассказывали, что с момента совершения терактов в редакциях всех крупных СМИ раздавались звонки из пресс-службы испанского правительства, где не переставали твердить, что за взрывами в Мадриде стоят баски.
Испанская радиостанция «Кадена СЕР» сообщала, что располагает текстом циркулярного письма министра иностранных дел Испании: всем послам предписывалось - невзирая на логику и факты - распространять среди СМИ версию причастности боевиков ЭТА к терактам в Мадриде.
Руководи Аснар и его команда не развитым демократическим государством XXI века, а закрытым обществом типа сталинского СССР или, скажем, КНДР, у него еще были бы шансы остаться у власти. Потрясающий факт: никто из советников премьер-министра не предостерег его от фатальной ошибки!
Не иначе как из наших палестин были наняты консультанты... Это в Израиле после каждого теракта леворадикальные круги под аккомпанемент «международной общественности» просят средства массовой информации перевести стрелки с непримиримых врагов евреев на «врагов мира и прогресса». И большинство израильских СМИ – в отличие от испанских – эту версию послушно пересказывают. А плебс, натурально, организовать кампанию протеста против промывания мозгов не в состоянии – не таков сейчас состав Кнессета, чтоб было откуда взять вожаков.
Остается позавидовать Испании, где современные телекоммуникации сделали свое дело: весь мир узнал правду, а Аснар со своей «баскской» версией остался в изоляции.
Вот она, неудобная и «неполиткорректная» правда. В письме, которое было вечером в четверг направлено в редакцию лондонской арабоязычной газеты "Аль-Кудс аль-араби", "Аль-Каида" назвала совершенное ею в Мадриде злодеяние "ударом по крестоносной Европе". "Нам удалось проникнуть в сердце крестоносной Европы, - захлебывались от восторга исламисты. - Мы нанесли мощный удар по одной из баз альянса крестоносцев". Подписала письмо входящая в "Аль-Каиду" группировка "Бригады Абу-Хафс Аль-Масри" - та самая, что брала на себя ответственность за теракты в стамбульских синагогах (ноябрь 2003 года) и в штабе коалиционных сил в Багдаде в августе прошлого года.
Письмо «Бригад» - не единственное доказательство причастности «Аль-Каиды». Вскоре после теракта министр внутренних дел Испании Анхель Асебес сообщил, что испанская полиция обнаружила в пригороде Мадрида микроавтобус, который, как предполагается, связан с терактами, совершенными в городе. По словам Асебеса, в автомобиле была найдена аудиокассета с записью выдержек из Корана на арабском языке.
Не получив моральной поддержки от родного премьера, сбитые с толку испанцы разделились на две условные группы. Слабохарактерные растерялись, поверили «Аль-Каиде» и испугались ее угроз отомстить правительству, втянувшему Испанию в иракскую войну и тем самым вызвавшему гнев террористов: мол, если бы премьер-министр не злил арабов и с самого начала прислушался к их предупреждениям, то Усама Бин-Ладен пощадил бы страну. А люди с сильным характером возмутились беззастенчивой ложью, звучавшей из уст Аснара, и отомстили ему за пренебрежение их интеллектом.
Если преобладали первые, то испанцы предстают нaцией-полутрупом, которая абсолютно не держит удaр, и сoчувствoвaть им нечегo. Если же вторые – уважение к ним бесспорно, но вот вопрос: не вызовет ли их дерзкая эскапада еще более разрушительных последствий? Сумеют ли они продержаться на ринге до полного нокаута исламистов? Это зависит уже не столько от них самих, сколько от избранных ими правителей.
Вот ведь как получилось в Израиле: Ариэля Шарона избрали благодаря лозунгам, в корне отличавшимся от платформы Амрама Мицны. Первый проповедовал борьбу с террором, второй – одностороннее отступление через год после выборов. Год прошел, и Шарон решил выполнить обещания... своего визави, а народ - если протестует, то лишь втихаря: всё равно, мол, без нас всё решают.
Существует обоснованное опасение, что Бин-Ладен, вдохновленный уступчивостью израильтян и уязвимостью испанцев, скажет свое слово и на президентских выборах в США. В вышеупомянутом сообщении, полученном редакцией «Аль-Кудс аль-араби», утверждалось также, что «Аль-Каида» готовит новую крупную атаку на США: "Мы принесли добрую весть всему мусульманскому миру, ждущему "Ветров черной смерти". Атака на Америку находится в финальной стадии подготовки, она на 90% завершена".
Зачем же надо было всех собак вешать на ЭТА? Во-первых, искать врага удобнее под фонарем (мы, евреи, знаем это не хуже других): басков мало и они под боком, а арабов много и попробуй выследи того же Бин-Ладена! Во-вторых, баски, как полагал предвыборный штаб Народной партии, всё равно электорат для нее потерянный – и вот Аснар решил ублажить местных (а заодно и неместных?) мусульман и получить от них как можно больше голосов.
Как выяснилось, политтехнологи напрасно пренебрегли басками: в сравнении с опросами в Басконии потеря голосов Народной партии составила 67%, а в соседней Каталонии - 41%. Да и арабов в Испании пока значительно меньше, чем испанцев, хотя их количество и доля растут в геометрической прогрессии. Количество мусульман в стране увеличилось с 120.000 в 1992 году до 450.000 в 1996-м, а сегодня, согласно оценкам, превышает миллион при общей численности испанского населения в 40 млн человек.
Возможно, через два-три поколения, если «блистающие» высокой рождаемостью и склонные к миграции на Запад мавры вторично (в первый раз они сделали это в 711 году и продержались до 1492 г., после чего заодно с евреями были изгнаны) вернут себе господство над полуостровом, расклад станет диаметрально противоположным. А пока выкладки Аснара остались на бумаге.
Чего следует ждать от нового испанского руководства? Ознакомимся с биографией и первыми послевыборными заявлениями 43-летнего премьер-министра Хосе Луиса Родригеса Сапатеро.
Сапатеро был избран генеральным секретарем Испанской социалистической рабочей партии на ее 35-м чрезвычайном съезде в 2000 году. Тогда это был депутат парламента от провинции Леон, воглавлявший течение "Новый путь" в испанском социализме. Он опередил своего главного соперника, опытного политика Хосе Боно, всего на 9 голосов. Чрезвычайный съезд был созван после того, как предыдущий генсек Хоакин Альмуния подал в отставку ввиду сокрушительного поражения на выборах. Сапатеро по профессии юрист, с юных лет профессионально занимается политикой.В соцпартию вступил в 17-летнем возрасте, а в 26 лет стал самым молодым в стране членом Конгресса депутатов. Коллеги по партии характеризуют Сапатеро как динамичного, прагматичного политика, называют его "либерал-социалистом".
Свое выступление на митинге победителей Сапатеро начал с призыва почтить минутой молчания память жертв недавней трагедии, унесших жизни двухсот человек. Приоритетной задачей новое правительство объявляет усиление борьбы со всеми формами терроризма.
С другой стороны, Сапатеро намерен вывести войска из Ирака не позднее 30 июня с.г. "Война в Ираке была катастрофой, и последующий ввод в страну иностранных войск тоже стал катастрофой", - отметил Сапатеро в интервью одной из радиостанций.
Легко заметить, что вещи это практически взаимоисключающие. С одной стороны, капитуляция перед «Аль-Каидой», наказавшей Аснара за Ирак; с другой – борьба с террором... но с каким именно? С самой ли «Аль-Каидой»? С басками? С «мировым сионизмом»?
Про басков пока не произнесено ни слова. Резонно предположить, что Аснар реабилитирует несправедливо обиженных за «вокзальное» побоище – а, может, и за кое-что другое, в чем они были действительно замешаны. И не факт, что примирение с басками автоматически означает войну с «Аль-Каидой».
16 марта стало известно, что Хавьер Солана является первым кандидатом на пост министра иностранных дел Испании в новом правительстве. Ведь бывший генсек НАТО и нынешний координатор Европейского Союза по вопросам внешней политики и безопасности является одним из ветеранов социалистической партии. Солана известен своими скорее проарабскими, нежели проеврейскими заявлениями относительно ближневосточного конфликта, жесткой приверженностью "Дорожной карте" и игнорированием израильских претензий к этому документу. От Ясера Арафата деятель ЕС требовал лишь "сделать все от него зависящее для того, чтобы остановить террор - и, если он сумеет это сделать, его труды будут вознаграждены".
Днем ранее сайт Ynet.co.il сообщил, что близкий приятель Арафата – бывший эмиссар ЕС на Ближнем Востоке Мигель Моратинос – также претендует на пост министра инoстрaнных дел Испaнии.
Вoзмoжнo, ценoй нaциoнaльнoгo пoзoрa Испания ненадолго откупится от арабов - нo вскоре нa кaрте Еврoпы и мира не oстaнется ни oднoй не трoнутoй террoрoм стрaны. А возможно и другое – социалисты испанского образца положат конец арабской экспансии и порвут паруса исламского террора, надуваемые ветром пацифистского всепрощенчества. Правильный ответ даст ближайшее будущее.
Одно изменение к лучшему в испанской внутренней политике налицо: полиции хотя бы позволили полноценно расследовать теракт. Как сообщает из Мадрида корреспондент газеты «Вашингтон пост», следователи уже пришли к выводу, что взрывы в поездах действительно были делом рук «Аль-Каиды», причем некоторые террористы проникли в Испанию специально для совершения теракта.
Вышеупомянутая "Кадена СЕР" со ссылкой на анонимный источник в следственных органах подтверждает: среди исполнителей терактов в Мадриде было не менее 6 исламистов, один из которых – марокканец, активный член "Аль-Каиды", воевавший в Чечне и Боснии.
Уже допрашиваются пятеро арестованных: трое марокканцев и двое индийцев. Следствие не исключает, что в террористическую ячейку входили не только марокканские арабы, но и граждане других стран Северной Африки, а также Саудовской Аравии и даже Испании.
Испанские официальные лица, упрямо настаивавшие на баскском следе, теперь связываются со всеми спецслужбами на европейском континенте и в арабских странах, чтобы понять, как строился заговор и как приводился в исполнение террористический замысел.
Один из арестованных марокканцев, 30-летний Джамаль Зугам, числился среди оперативников «Аль-Каиды» в 700-страничном обвинительном заключении, составленном испанскими судьями прошлой осенью по материалам следствия по телу о теракте 11 сентября 2001 года; испанские власти тогда арестовали целую группу террористов, а Зугама отпустили на свободу.
Теперь «Аль-Каида» нанесла первый болезненный удар по Европе. Еще в декабре прошлого года Европол предупреждал, что «Аль-Каида» продолжает действовать в Европе, несмотря на арест ряда оперативников в Англии, Италии, Испании и Франции. «Тот факт, что исламские экстремисты пока не совершили ни одного серьезного теракта в ЕС, не должен выдаваться за отсутствие угрозы», - говорили тогда специалисты.
«Если подтвердятся предположения, что теракт в Мадриде совершили исламские фундаменталисты, это означает, что исламский террор в Европе вступил в новое качество», - сказал министр внутренних дел Германии Отто Шили. Берлин уже призвал силовых министров стран ЕС обсудить меры усиления безопасности, особенно охраны транспортных систем.
Аналитики предсказывают, что с расширением Евросоюза и размыванием государственных границ континент станет еще более легкой добычей террористов.
Слава Б-гу, Израиль не совсем европейское государство. Но учиться молниеносно и адекватно реагировать на террор нам предстоит теперь вместе с Европой. Не опоздать бы на главные экзамены...
|