|
Взгляд Шломо Громана
на события в Израиле
ДЕЛО ВИННИ-ПУХА И ПЯТАЧКА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Некоторые раввины утверждают, что еврейским детям не следует читать сказки о ритуально запрещенных животных. Другие евреи - не менее Б-гобоязненные - считают, что ребенку необходимо представить возможно более полную картину мира, которая включает и - не к столу будь сказано - свиней, с тем чтобы наши отпрыски сызмальства отличали кошерное от некошерного...
Лично я не смог отказать себе и моей дочери в удовольствии перечитать приключения Винни-Пуха.
Естественно, я воспринял я эту книгу не так, как лет тридцать назад в Москве. Дело не только в том, что я набрался жизненного опыта и понимал некоторые вещи не по-детски. Винни-Пух вызывал у меня непрерывную психологическую ассоциацию с целым израильским политическим лагерем, который хотя и лишился формально власти, но заставил противоположный лагерь проводить в жизнь его идеологию.
Лагерь этот все время надеется, что арабы поведут себя именно так, как хотят евреи. А арабы раз за разом преподносят левым “сюрпризы”: вместо мира - такие-сякие - выбирают террор...
Среди левых есть люди с самой разнообразной внешностью. Но по способу мышления они до боли напоминают медвежонка Винни-Пуха и поросенка Пятачка.
Вот характерный отрывок из повести Алана Милна в пересказе Бориса Заходера:
Пух оглянулся кругом и, убедившись, что никто не подслушивает, сказал весьма торжественным тоном:
- Пятачок, я что-то придумал.
- Что ты придумал, Пух?
- Я решил поймать Слонопотама.
По правде говоря, Пятачок огорчился, что не ему первому пришла в голову эта замечательная мысль.
- Я думаю поймать его, - сказал Пух, подождав еще немножко. - в западню. И это должна быть очень Хитрая Западня, так что тебе придется помочь мне, Пятачок.
- Пух, - сказал Пятачок, немедленно утешившись и почувствовав себя вполне счастливым, - я тебе, конечно, помогу. - А потом он сказал: - А как мы это сделаем?
Первое, что пришло Пуху в голову, - вырыть Очень Глубокую Яму, а потом Слонопотам пойдет гулять и упадет в эту яму, и...
- Почему? - спросил Пятачок.
- Что - почему? - сказал Пух.
- Почему он туда упадет?
Пух потер нос лапой и сказал, что, ну, наверно, Слонопотам будет гулять, мурлыкая себе под нос песенку и поглядывая на небо - не пойдет ли дождик, вот он и не заметит Очень Глубокой Ямы, пока не полетит в нее, а тогда ведь будет уже поздно.
Пятачок сказал, что это, конечно, очень хорошая Западня, но что если дождик уже будет идти?
Пух опять почесал свой нос и сказал, что он об этом не подумал. Но тут же просиял и сказал, что, если дождь уже будет идти, Слонопотам может посмотреть на небо, чтобы узнать, скоро ли дождь перестанет, вот он опять и не заметит Очень Глубокой Ямы, пока не полетит в нее!.. А ведь тогда будет уже поздно.
Пятачок сказал, что теперь все ясно, и, по его мнению, это очень-очень Хитрая Западня.
Пух был весьма польщен, услышав это, и почувствовал, что Слонопотам уже все равно что пойман.
- Но, - сказал он, - осталось обдумать только одно, а именно: где надо выкопать Очень Глубокую Яму?
Пятачок сказал, что лучше всего выкопать яму перед самым носом Слонопотама, как раз перед тем, как он в нее упадет.
- Но ведь он тогда увидит, как мы ее будем копать, - сказал Пух.
- Не увидит! Ведь он будет смотреть на небо!
- А вдруг он случайно посмотрит вниз? - сказал Пух. - Тогда он может обо всем догадаться...
Он долго размышлял, а потом грустно добавил:
- Да, это не так просто, как я думал. Наверно, поэтому Слонопотамы так редко попадаются...
Под рукой у меня в тот день оказался номер “Вестей” за 2 декабря 2001 года. “Люди и куклы” - так называлось интервью Беллы Тульчинской... не с Винни-Пухом и даже не с режиссером поставленного о нем фильма или спектакля, а с серьезным вроде как человеком - бригадным генералом запаса Меиром Паилем.
- А право палестинцев (под “палестинцами” интервьюерша подразумевает арабов. - Ш.Г.) на “возвращение”?
- Они прекрасно понимают, что этого не будет. Впервые этот вопрос возник в ноябре 1988 года на съезде Всемирного палестинского совета в Алжире, где они приняли свою Декларацию независимости, как две капли воды похожую на нашу (дословно цитирую М.Паиля. - Ш.Г.) Спустя три месяца, на встрече делегаций ООП и нашего Центра мира, после речи их представителя Басама Абу-Шарифа я задал три вопроса: правда ли, что они принимают - через 41 год! - решение ООН о разделе Палестины, что основой переговоров о мире должна стать “зеленая черта” (двукратное “Yes” в ответ), а также, чтО имеется в виду под правом на возвращение? Мне было сказано, что речь идет о возвращении в их будущее государство. Я передал это Рабину, тогдашнему министру обороны в правительстве Шамира. Рабин считал, что я наивен. А я уверен, что это их истинная позиция.
- Но сегодня и палестинцы, и наши арабы говорят именно о праве на возвращение на территорию Израиля.
Это все глупости. Оставьте это. Вопрос о беженцах не может служить поводом для отказа от диалога. Нужно сесть за стол переговоров и сказать: Восточный Иерусалим? Да! Освободить Западный берег (имеется в виду Иудея и Самария - прим.ред.) от поселений? Да! Иорданская долина, связь с Иорданией? Да! А возвращение - Нет!
- А большие блоки поселений - Ариэль, Маале-Адумим?
- Эвакуировать их. Но в результате переговоров. Мы делаем уступки, может, и они сделают.
Loading...
На нашем сайте бездепозитный бонус за регистрацию в казино для вас со скидками.
Последим далее за мыслями журналистки.
...Я поднимаю взгляд и встречаюсь с безмятежным взглядом кукол. Их не смущают человеческие разговоры. Они знают, что у сказок чаще всего бывает хороший конец. И потом, в сказках никогда не происходит то, что заставило бы их изменить свои взгляды, этого мучения они лишены.
Сами того не осознавая (а, может, и осознавая?), кукловод Меир Паиль и его соратники по борьбе против поселений прилежно следуют “Энциклопедии методов пропаганды”, составленной политологом Виктором Сороченко. Открываем главу “Констатация факта”.
Желаемое положение вещей подается СМИ как свершившийся факт. Это основано, по сути дела, на гипнозе аудитории - вбиваются гвозди в несуществующий гроб. Примеры:
- “В оппозиционном лагере - разброд и шатания!”
- “Движение “Наш дом - Отечество” стремительно теряет своих сторонников. За прошедший месяц его электорат сократился с 10% до 8%...”
Прием используется для создания соответствующих настроений в обществе. Расчет здесь прост. Дело в том, что большинство людей мыслят стереотипами: “Дыма без огня не бывает”, “Раз об этом все говорят - значит так оно и есть”. У человека искусственно создается ощущение себя в меньшинстве. В результате он становится безынициативным, отдавая приоритет тому, кого он считает представителем “большинства”.
Такого рода пропаганда обычно подается под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия - людям трудно понять, что под прикрытием сообщений о событиях в стране и мире им скармливается обычная “деза”.
Для придания авторитетности подобным сообщениям широко используются популярные журналисты, известные политологи, социологи и проч. Сбросить бремя авторитета - психологически трудный процесс. Он требует мужества и свободной воли. Ведь власть имущие и денежные мешки всегда имеют возможность нанять приятного ведущего, любимого артиста, уважаемого академика...
Реалии здесь взяты из российской жизни, но в Израиле левые действуют теми же методами. Вбивают гвозди в “гроб” неделимой Эрец-Исраэль и расхваливают прожектируемый “мир с арабами” так, как будто он уже наступил (или когда-нибудь наступит). Благо 90% ивритоязычных СМИ и изрядное число “деятелей культуры” охотно принимают правила этой марионеточной игры. А общественность склонна сочувствовать “непоселенческому” большинству, особенно когда ей рассказывают об обилии уголовных дел, открытых против таких-растаких жителей Хеврона (умалчивая, что открыты они за то, что евреи осмелились пожаловаться в полицию на хулиганские выходки соседей-арабов). “Дыма без огня не бывает”...
Если же правые пытаются с цифрами и фактами в руках опровергнуть насаждаемые сверху теории, то “высоколобые” левые применяют против своих “безграмотных” оппонентов прием, который Карел Чапек в своем саркастическом “Пособии по газетным дискуссиям” назвал первым (из двенадцати) правил полемики:
Despicere (смотреть свысока - лат.), или прием первый.
Состоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство; иными словами, дать понять, что противник - человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали. Такая априорная посылка дает вам затем право на тот барский, высокомерно-поучающий и самоуверенный тон, который неотделим от понятия “дискуссия”. Полемизировать, осуждать кого-то, не соглашаться и сохранять при этом известное уважение к противнику - всё это не входит в национальные традиции.
Всякий, кому доводилось “сцепиться” с левыми, согласится, что в наших палестинах слова Чапека звучат совсем не шуткой... Правые, увы, так и не выработали полноценного противоядия.
Вместо того чтобы решительно бойкотировать “дискуссии”, устраиваемые левыми по их - притом на ходу меняющимся - правилам и обращаться к своему электорату через более взвешенные и честные СМИ, правые пытаются выглядеть “примерными учениками” - и выставляют себя несчастными клоунами на утеху своих недругов.
Правые ведут себя как забитые средневековые евреи в Западной Европе, почитавшие за честь участвовать в религиозных “диспутах” с христианами. Такие дебаты обычно назначались по приказу монархов, действовавших по наущению католических священников. Цель церкви очевидна: если патеры одержат верх над представителями иудаизма, массы евреев признают истинность христианства и перейдут в него. Чтобы затруднить позиции евреев, церковь налагала жесткие ограничения на их аргументацию. Запрещалось произносить всё, что могло быть истолковано как оскорбление христианства, а судить об этом могли только священники.
Замените христиан “сторонниками мира” - и вы получите адекватное описание ситуации в современном Израиле.
Доказать “борцам за мир” ничего нельзя - они правы всегда, вне зависимости от фактов. Они сами решили за арабов, что те должны поступать, как послушные куклы: вести переговоры, отказаться от “права беженцев на возвращение”, великодушно согласиться на сохранение части крупных поселений...
Любой аргумент против их “единственно правильной” точки зрения левые называют мифом, будь то права евреев на Эрец-Исраэль, вековая ненависть арабов к евреям... Осталось провозгласить мифом земное существование “жертв мира” - как будто эти люди никогда и не жили.
Но вот Слонопотама прямолинейный Винни-Пух со своими “хитроумными” единомышленниками Пятачком и Паилем всё никак не поймают. Так он и продолжает нас терроризировать, пить нашу отнюдь не кукольную кровь. А “ловцы” витают себе тучками в облаках, насмехаясь над плачущими жертвами отнюдь не сказочного Слонопотама.
|