Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс
УРОКИ и ПЕРЕВОДЫ иврита, идиш, английского, немецкого, французского, чешского, шведского, испанского, итальянского, португальского, ладино, латинского, греческих, нидерландского, датского, латышского, хинди, финского, японского, китайского, казахского, азербайджанского, турецкого, арабского, грузинского, сербского, польского, украинского, русского и других языков в Израиле (054-5466290) и дистанционно. 10 причин учиться у нас

ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИХ ЯЗЫКОВ

главнаяновоетестызолотые правилатребуютсяалфавитный список языков с учителем или самому?авторметодикареклама на сайтсайт на иврите
Русский, украинский, польский, чешский и др. славянские языки

Английский, немецкий, идиш, нидерландский, шведский и др. германские языки

Французский, испанский, итальянский и др. романские языки

Латинский и др. италийские языки

Фарси и др. индоиранские языки

Литовский и др. балтийские языки

Прочие индо-европейские языки

Финский и др. языки уральской семьи

Грузинский и др. кавказские языки

Иврит, арабский и др. семито-хамитские языки

Турецкий, казахский и др. языки алтайской семьи

Японский, рюкюский и корейский языки

Индейские языки

Остальные естественные языки

Еврейские языки разных семей

Искусственные языки


Китайско-тибетская (она же сино-тибетская) семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Около 300 китайско-тибетских языков распространены в Восточной и Южной Азии. Общее число говорящих на них оценивается в 1,3 млрд человек, в т.ч. на китайском - 1,1 млрд.
Китайско-тибетские языки подразделяются на китайскую ветвь, состоящую из китайского и дунганского языков, и тибето-бирманскую ветвь (все остальные языки).
Китайский язык фактически представляет собой группу диалектов, разошедшихся настолько сильно, что если бы не наличие в Китае наддиалектной письменной нормы и единой государственности, то их следовало бы считать самостоятельными языками. Дунганский, распространенный помимо КНР в Киргизии и Казахстане, является единственным китайским "диалектом", за которым признан статус отдельного языка.
Наряду с этими 2 ветвями в составе семьи выделяют самостоятельную каренскую группу.
Лоло-бирманская группа – наиболее изученная в тибето-бирманской ветви, для нее имеются реконструкции праязыка (Дж. Матисофф). Языки этой группы распространены в основном в Мьянме и на юге Китая, несколько языков – также в Лаосе, Таиланде и Вьетнаме. В лоло-бирманскую группу помимо бирманского входят относительно крупные языки: хани в китайской провинции Юньнань и соседних странах (численность «официальной национальности» 1,3 млн человек; число говорящих на собственно хани меньше); близкородственный предыдущему язык акха (400.000 человек в том же районе); распространенные на стыке КНР, Мьянмы и Таиланда языки лаху (имеет 2 сильно различающихся диалекта: диалект «черных лаху» – 600.000 носителей, и «желтых лаху» – 15.000) и лису (численность которого оценивается в 700.000).
Loading...

Группа бодо-гаро включает около десятка языков, распространенных на востоке Индии и в Бангладеш, в частности собственно языки бодо (1 млн говорящих) и гаро (700.000). Для бодо-гаро имеется реконструкция фонетики праязыка, опубликованная в 1959 г. Р. Берлингом.
Группа куки-чин (около 40 языков), в основном в Индии и Бирме, в которую входят языки мейтхей, или манипури (выполняет роль лингва франка и на нем говорит 1,3 млн человек практически во всех штатах на востоке Индии), лушей (не менее полумиллиона человек на востоке Индии и отчасти в Мьянме) и ронг, или лепча (70.000, в основном в Индии и Бутане; иногда выделяется в отдельную группу).
Генетически распределены между этими 2 группами языки народов нага, живущих на северо-востоке Индии (штаты Нагаленд, Манипур, Мизорам, Ассам, союзная территория Аруначал-Прадеш) и в соседних районах Мьянмы. Южные нага (около 15 племен, каждое со своим языком: крупнейшие – ангами, лхота (он же лотха), сема, ренгма) говорят на языках, близких куки-чин, а примерно столько же племен на севере этого района – на т.н. языках коньяк (крупнейшие – ао и собственно коньяк, каждый насчитывает порядка 100.000 носителей). Языки куки-чин объединяются с языками южных нага в группу нага-куки<-чин>, а языки бодо-гаро с языками коньяк – в группу коньяк-бодо-гаро. Последняя иногда объединяется с качинской группой, в которую входит один качинский язык, он же цзинпо (700.000 говорящих в Мьянме и КНР), в барическую подветвь.
Наиболее противоречивы имеющиеся классификации языков северо-западной части тибето-бирманского ареала – тибето-гималайских, распространенных на севере Индии, в Непале, Бутане и КНР (в Тибете). Иногда их объединяют под названием бодских (Bodic – от самоназвания Тибета). Здесь выделяется тибетская группа, в которую входит около 30 языков, в т.ч. собственно тибетский с рядом близкородственных ему языков (по другим трактовкам – диалектов), носители которых официально включаются в «тибетскую национальность»; амдо (800.000 человек в автономных образованиях провинций Цинхай, Ганьсу и Сычуань; иногда этот язык рассматривают как архаичный тибетский диалект); хорошо известный по причинам экстралингвистического характера шерпский язык (40.000 человек); язык ладакхи (100.000 человек в индийском штате Джамму и Кашмир) и др. В эту группу, естественно, включается и классический тибетский язык.
Выделяются также группа гурунг (в Непале), в которую входят довольно крупные языки гурунг (2 сильно различающихся диалекта, 200.000 человек) и таманг (4 сильно различающихся диалекта, 1 млн человек: на таманг говорят гуркхи, известные своей службой в британской армии); несколько «гималайских» групп с довольно большим числом входящих в них языков, среди которых наиболее значителен невари (800.000 человек в Непале); а также ряд более мелких групп.
Помимо перечисленных живых языков хорошо известен входивший в тибето-бирманскую ветвь тангутский язык, бывший официальным языком государства Си Ся (X–XIII вв.), уничтоженного монгольскими завоевателями. Язык был реконструирован в результате дешифровки памятников, обнаруженных экспедицией П.К. Козлова в мертвом городе Хара-Хото в 1908–09 гг. В текстах VI–XII в. сохранился ныне мертвый язык пью в Мьянме.
В состав китайско-тибетской семьи довольно долго включали тайские языки и языки мяо-яо. Спорным остается вопрос о принадлежности к данной семье языка бай, или миньцзя, в китайской провинции Юньнань (0,9 млн говорящих из 1,6 млн этнических бай; китайские заимствования в вокабуляре бай доходят до 70%).
Китайский представляет собой фактически эталонный слоговой изолирующий язык. Слог в языках такого типа является основной фонетической единицей, строение которой подчиняется строгим закономерностям: в начале слога следует шумный согласный, затем сонант, промежуточный и основной гласные и конечный согласный, причем все элементы, кроме основного согласного, факультативны. Число возможных конечных согласных меньше числа начальных, а в ряде языков вообще допускаются только открытые слоги. Во многих языках имеется несколько смыслоразличительных тонов.
Всегда ли и все ли китайско-тибетские языки были устроены так – неясно. Данные тибетского языка, для которого с VII в. имеется слоговая письменность, в принципе способная к точной передаче звукового состава слова, заставляют подозревать, что по крайней мере в этом языке на момент создания письменности структура слога была существенно более сложной. Если предположить, что все знаки тибетского письма использовались для обозначения звуков (аргументы в пользу такой точки зрения имеются, в частности данные языка амдо), то приходится считать, что в тибетском имелись многочисленные структуры типа brgyad 'девять' или bslabs 'он изучал науки'. Впоследствии начальные и конечный сочетания согласных сильно упростились, а репертуар гласных расширился и появились тоны. Типологически это похоже на то, что имело место в истории английского или французского языка, где тоже велика дистанция между орфографией и произношением, а гласных фонем значительно больше, чем обозначающих их специальных букв. В некотором отношении (конкретный способ влияния плавных r и l на предшествующий гласный) в тибетском налицо даже материальное сходство с процессами, имевшими место в истории английского яз.
Морфема, а зачастую и слово, в «идеальном» китайско-тибетском языке обычно равна слогу. Словоизменения (склонения, спряжения) нет, а для выражения синтаксических отношений используются служебные слова и порядок следования слов в составе словосочетания и предложения. Классы слов (части речи) выделяются исключительно на синтаксических основаниях. При этом широко распространена конверсия. Служебные морфемы чаще бывают постпозитивными и могут оформлять не только слова, но и словосочетания.
Реально многие китайско-тибетские языки от этого эталона в той или иной степени отличаются - в них наблюдаются элементы словоизменения (в классическом тибетском, например, в глаголе различалось несколько основ, для образования которых использовались неслоговые и поэтому заведомо входившие в состав слога-основы префиксы и суффиксы).
Синтаксис китайско-тибетских языков достаточно разнообразен. Многим из них присуще построение предложения не в соответствии со структурой «подлежащее – сказуемое», а в соответствии со структурой «топик – комментарий» («тема – рема»): слово, занимающее в предложении синтаксически выделенную первую позицию, может находится в совершенно различных смысловых (т.н. ролевых: производитель действия, адресат, претерпевающий и т.д.) отношениях к глаголу-сказуемому; важно, что это слово называет предмет речи и тем ограничивает сферу применимости того, что будет сказано дальше.
В русском языке таковы просторечные конструкции с «именительным падежом темы» типа Универмаг «Москва» я доеду? (вместо нормативного Я доеду до универмага «Москва»?). А в китайско-тибетских языках (по крайней мере в некоторых из них: китайском, лису, лаху – так называемые «языки с выдвижением топика») такие конструкции являются нормой.

Письменность на китайском языке (иероглифическая) используется с XIV–XIII вв. до н.э.
Для тангутского языка с 1036 года использовалась также иероглифическая письменность (самый ранний памятник – 1094 г.).
Для тибетского языка с VII в., а для бирманского - с XI в. используются слоговые письменности индийского происхождения, в свою очередь послужившие основой для ряда других письменностей, в частности письменности ронг, известной с конца XVII в.
С XII в. известно письмо невари; в прошлом существовала письменность на мейтхей.
Дунганский язык использует алфавит на базе кириллицы.

Подробнее см. в энциклопедии "Кругосвет" и в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
Rambler's Top100