Пользовательского поиска
поиск по сайту и в Сети через Яндекс
Книги почтой: иврит, идиш, арамейский, арабский, английский, иудаика, кулинария, путеводители

БЕРЛИНСКИЙ ДНЕВНИК Шломо Громана (2001)

Учим 2 ЯЗЫКА ПО
ЦЕНЕ ОДНОГО
-
владеем обоими
и ПРЕУСПЕВАЕМ!
главнаянемецкий язык новое тесты золотые правила языки по алфавиту с учителем или самому?авторссылкиреклама на сайт сайт на иврите

Шломо Громан, газета "Вести" (Тель-Авив), 4 октября 2001 года

САМЫЙ НЕНЕМЕЦКИЙ ГОРОД СТРАНЫ

- именно так называют столицу Германии. Это объясняется как высокой долей иммигрантов (среди 3,4 млн берлинцев около полумиллиона - недавние иностранцы), но и космополитичностью нравов.

Смешение народов и культур происходило в Берлине столетиями. В начале VI века на территории будущего города поселились древние германцы. В VII веке туда устремились славянские племена, оставившие в городе и окрестностях массу географических наименований с характерным суффиксом -ов (например, Трептов). Чуть позже - фламандцы (первые в Германии гастарбайтеры, нанятые бранденбургским маркграфом Альбрехтом Медведем).
XIII веком датировано первое упоминание о берлинских евреях. В восточной части города, вокруг улицы Ораниенбургерштрассе на правом берегу Шпрее, в XVII-XVIII веках сформировался квартал еврейской бедноты - недавних переселенцев из Польши и других мест. Теперь там предпринимаются попытки возрождения еврейской жизни, однако, как я уже отмечал, иммигранты из бывшего СССР приобщаются к деятельности общины крайне неохотно. Свежеотреставрированная синагога используется не по прямому назначению, а в качестве своеобразного министерства абсорбции - и по праздникам и субботам закрыта.
На западе, вдоль Йоахимшталерштрассе и Фазаненштрассе, селилась еврейская буржуазия. Хотя первая категория еврейского населения была менее склонна к ассимиляции, до наших дней компактная община лучше сохранилась во втором из названных мест. Причин тому много. Вот самая последняя по времени (и не первая по важности): после Второй мировой войны власти "капиталистического" Западного Берлина, в отличие от восточногерманских коммунистов, не навязывали оставшимся в живых евреям чуждый им образ жизни и не вынуждали их покидать страну. Почти все евреи ГДР успели еще до сооружения стены перебраться на Запад.
Говорят, что берлинцы обладают более развитым по сравнению с другими немцами чувством юмора. По их собственному признанию, это качество они переняли у нашего брата...
К прошлому и настоящему берлинского еврейства (в его будущем я далеко не уверен) мы еще вернемся. А пока продолжим исторический экскурс. В XV веке Берлин становится резиденцией династии Гогенцоллернов, и в город переселяются их соплеменники - франки. В начале правления Великого курфюрста Фридриха Вильгельма (XVII век) туда приглашаются голландцы, а чуть позднее - подвергшиеся религиозным гонениям на родине французские протестанты-гугеноты. Внук Великого курфюрста Фридрих Вильгельм I принял в Берлине богемских протестантов. После раздела Польши в конце XVIII века население города пополнили поляки. С развитием промышленности в XIX веке полку берлинцев прибывает за счет переселенцев из Восточной Пруссии, Померании и Силезии. Перед Первой мировой войной в Берлин устремляются тысячи еврейских беженцев из Восточной Европы. В 1920-х годах в германской столице нашли прибежище не менее 360 тысяч русских эмигрантов. В 1960-х гг. в Западном Берлине появляются гастарбайтеры из Турции (теперь их, вместе с семьями, по всей Германии около трех миллионов), а в Восточном - из Вьетнама. В 90-х наступает черед выходцев из Югославии, Польши, Румынии и бывшего СССР...
При всех волнах иммиграции, Берлин хронически страдал от недостатка людских ресурсов. В чем же причина? В низкой рождаемости. Берлинские женщины испокон веков производили на свет меньше детей, чем требовалось даже для простого воспроизводства населения. Недостача восполнялась за счет иноземцев. С демографической точки зрения Берлин представляет собой бездонную бочку.

ДЕМОГРАФЫ-ЗАОЧНИКИ

Судя по разнообразию и качеству игрушек и других детских товаров (кондитерские изделия - отдельная песня), немцы детей просто обожают. Это впечатление усиливается при посещении крупных и средних торговых центров: в каждом из них вы найдете специальную комнату для юных граждан, где ваши отпрыски смогут увлеченно играть, пока вы отовариваетесь. Особенно запомнился в этом плане книжный магазин Dussmann на Фридрихштрассе (по утверждению моего коллеги Давида Вицтума - крупнейший в Германии), где я приобрел для дочери надувной глобус невообразимых размеров. Решающим аргументом в пользу его покупки стало то, что Израиль обозначен на нем в полных границах - от Средиземного моря до Иордана, со столицей в Иерусалиме.
Но детей в специально оборудованных для них уголках вы почти не встретите. Вообще, гуляя по Берлину и другим городам Германии, вы увидите ребенка так редко, что поневоле подумаешь: а, может быть, немцы появляются на свет сразу взрослыми? Помните школьный анекдот о девочке, сочиняющей сказку: "Жили-были папа и мама. А потом у них родились дочка и бабушка".
Берлинские школы все как на подбор тянут на архитектурные шедевры. Старинные здания находятся в образцовом состоянии, так что возможны лишь два варианта: или в них учатся сплошь пай-мальчики, или... учиться в них некому. Второе предположение недалеко от истины.
Ну не хотят немцы иметь детей - хоть умри! Скорее завезут еще одну порцию иммигрантов откуда-нибудь из Африки (впрочем, нет: предпочтут европейцев - если будет выбор), чем увеличат численность потомства.
Вот как комментирует данный феномен книга Ш.Зайденица и Б.Баркоу "Эти странные немцы":
"Немецкое общество в целом не очень расположено к детям. Дети воспринимаются как существа шумные и стихийные, к тому же склонные нарушать право окружающих на покой и порядок. Отчасти такое отношение объясняется тем, что большинство немцев живет в квартирах, а не в собственных домах, и шум и другие неудобства, связанные с детьми, их раздражают. И все же немцы дорожат теплом и уютом семейной жизни".
Другое возможное объяснение связано с жизненным укладом немцев. Каждая уважающая женщина обязана ежедневно делать покупки и готовить свежий обед (и то и другое, разумеется, в микроскопических порциях, ибо семьи в Германии небольшие). Если учесть еще и работу вне дома, то на детей времени не остается физически.
При этом демографическая наука в Германии необычайно развита и популярна. Интересующимся рекомендую статистический ежегодник Fischer Weltalmanach. Но к демографии немцы относятся так же, как многие болельщики к занятиям спортом: внимательно следят за происходящим, увлеченно чертят таблицы, но сами в процессе не участвуют.
Классический тому пример - профессор демографии Гумбольдт-университета Райнер Мюнц. Все аргументы он понял и принял, но кончился наш разговор (который я полностью воспроизведу в одном из ближайших номеров) следующей моей репликой: "Разумеется, у нас, евреев, достаточно других проблем, кроме как забота о сохранении немецкой нации. Но ведь вы через каких-нибудь полвека исчезнете как народ, потеряете страну - и ровным счетом ничего не предпринимаете в свете грозящей опасности".

В СОБАЧНИКЕ - НИ ОДНОЙ КОШКИ

Вместо детей многие немцы заводят собак. Как правило, крупных и породистых. Все они ухожены и чинно выгуливаются на поводке: бродячих псин нет вообще.
Кошек за неделю пребывания в Берлине я не встретил ни одной. То ли дело в Израиле... О наличии в Германии кошек как биологического вида можно догадаться лишь по продающемуся в супермаркетах кошачьему питанию. Если мурки там и есть, то из домов их не выпускают. Диких котов столько же, сколько собак: нисколько.
Любопытно, что простые немцы наслышаны о "трогательной любви израильтян к кошкам". Пожалуй, их представление об этом несколько приукрашено. Иначе не было бы на Святой Земле столько бесхозных, тощих мурлык.
Завершая зоологическую тему, замечу, что самым популярным зверем в Берлине является... медведь. Не пугайтесь: мишка не живой, а пластмассовый. Символ города (Bar, с двумя точками ("умлаутом") над буквой "а") украшает каждый бульвар и перекресток. А живыми топтыгиными вы полюбуетесь в зоопарке. Только не примите по ошибке центральный парк Tiergarten (дословно "Сад животных"), когда-то служивший ареной царской охоты, но давно утративший былую фауну (однако не флору: экологическая обстановка в городе блестящая) и давший название близлежащему жилому району, - за зоологический сад. Последний называется длинно, но четко: Zoologischer Garten (сокращенно Zoo [цоо]). Находится он на Харденбергплац, недалеко от западного еврейского квартала. Особенно знаменит пандами и аквариумом.
Loading...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ О МОИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ О ГЕРМАНИИ:

публикация в газете за 9 сентября (здесь и далее - 2001 года)
публикация за 11 сентября
публикация за 13 сентября
публикация за 17 сентября
публикация за 20 сентября
публикация за 4 октября
публикация за 11 октября
публикация за 15 ноября
письмо читателя на тему поездок евреев в Германию и мой ответ (4 декабря)
публикация за 6 декабря
изучение идиш в Германии
вся демография вся география всемирная языковая статистика
Rambler's Top100