БЕЗ ОГУЛЬНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ (НЕ ЗАПИСЫВАЙТЕ ВСЕХ ОЛИМ В АТЕИСТЫ!)
Часто израильские публицисты, политологи и
политтехнологи, составляя обобщенный образ новых репатриантов их
бывшего СССР, провозглашают их поголовно нерелигиозными людьми, даже
атеистами. Этим приемом активно пользуются как левые партии, стремящиеся
вбить клин между олим и верующими (в
большинстве своем) поселенцами, так и некоторые центристы,
спекулирующие на неприязни выходцев из СНГ к
ультраортодоксам. Оставляя задачу апологетики ШАСа
недавно созданной при этой партии русскоязычной
пресс-службе, я все же считаю своим долгом высказать ряд
замечаний по поводу мнимого атеизма
российских евреев. 1. Определенная - пусть не
превышающая нескольких процентов - часть нашей алии
сознательно отнесла себя к национально-религиозному лагерю. Эти
люди обрели духовное пристанище в стенах "Маханаим" и других
организаций, тон в которых задают русскоязычные "вязаные кипы".
При желании можно найти и говорящих по-русски "харедим". Причем
количественные соотношения не так важны. Сколь мало бы ни было
в составе алии религиозных евреев, каждый из них чувствует себя
несправедливо обиженным, сталкиваясь с вышеописанными
обобщениями. Его ощущения можно сравнить с реакцией непьющего (или
пьющего в меру) репатрианта на рассуждения "все русские -
алкоголики" и с реакцией порядочной женщины на фразу "все русские -
проститутки". 2. Вопреки голословным заявлениям их политических
противников, все без исключения депутаты кнессета от ШАС и многие
активисты этой партии служили в ЦАХАЛе. Тунеядцы в ШАСе есть (как и в
любой другой партии), но подавляющее большинство его избирателей
трудятся, причем на гораздо более тяжелых работах, чем "белые
воротнички" из светских ашкеназских партий. Но больнее всего ранят
набожных евреев огульные обвинения в нелояльности
государству, в антисионизме. Единственная не признающая
Государства Израиль группировка "Нетурей карта" насчитывает лишь несколько
тысяч членов - капля в море сотен тысяч верующих,
беззаветно преданных стране, служащих в боевых частях... Если бы
рядовые члены ШАСа понимали, что о них говорят и пишут по-русски
представители известных партий, в своих узких электоральных целях
раскалывающих нацию, они несомненно ощутили бы то же самое, что
русскоязычный трезвенник - при чтении пассажей о "повальном пьянстве" его
соотечественников. Понимать язык даже необязательно:
встречающиеся в нашей прессе карикатуры на ортодоксов попахивают
кондовым антисемитизмом. 3. Многие олим из бывшего СССР,
причисляемые к атеистам, являются таковыми лишь условно. Подчиняясь
навязываемым штампам и покорно неся наклеенные ярлыки, они не
отдают себе отчета в собственной вере в Бога. Расхожее мнение о
несовместимости науки и религии не располагает типичного русскоязычного
израильтянина, получившего светское образование, к серьезным размышлениям о
Всевышнем. Между тем психологический барьер на пути к признанию
существования единого Бога (хотя бы в качестве одного из двух равноправных
подходов к мирозданию) снимается довольно просто. Вот как решается этот
вопрос в книге Хаима Донина "Быть евреем". "В самом деле,
невозможно научно доказать бытие Божье, доказать, что мир создан по его
воле. Но нельзя доказать и обратное - что Бога нет. Существование
Единого Высшего Духовного Существа, в Которое верили и Которому служили и
служат Авраам и его потомки, не поддается доказательствам. Оно бесконечно,
а человек конечен. Человек конечен не только физически, его чувственные и
интеллектуальные способности также ограничены. Если бы Бог был частью мира,
который человек способен познать с помощью пяти чувств, то такой "бог"
должен был бы быть более ограниченным, чем всемогущее, вездесущее духовное
существо, в которое мы верим. Такой "бог" может быть сведен к конечному, т.е.
его можно, в принципе, изменить и даже уничтожить. Такой "бог" на самом
деле будет не Единым Вездесущим Творцом, а лишь одним из многих божеств,
которым люди веками приписывали сверхъестественную силу. С рациональной
точки зрения отрицать существование Бога - наименее разумная позиция. Ведь
тогда пришлось бы предположить, что функционирование мира с математической
точностью, которую мы только сегодня начинаем немного постигать, является
результатом совпадения и что появление на планете венца творения - человека
- лишь игра случая. Несомненно, это требует слепой веры само по себе. Я не
колеблясь назову атеизм не более чем разновидностью веры, мало чем
отличающейся от языческих суеверий".