САМОНЕНАВИСТЬ
Психологический портрет еврея-антисемита
Многие люди в той или иной степени подвержены
комплексу неполноценности и жестоко от него страдают. Наверное, всем
известно, в чем он выражается: это негативное отношение к самому себе,
постоянный стыд за свои истинные или мнимые недостатки, болезненная страсть
к выискиванию их. Но существует и комплекс национальной неполноценности,
странным образом присущий многим евреям, в частности, ассимилированным
интеллектуалам, и выражается он прежде всего в их отношении к
иудаизму.
Одна из главных причин такого комплекса - удивительная, едва ли не
уникальная, способность евреев к мимикрии, особенно ярко проявляющейся в
области культуры. Они как бы перенимают формы и окраску окружающей среды,
уподобляясь другим, более сильным видам.
Способности имитатора, вызванные
необходимостью приспособиться к нееврейскому окружению, в разной мере
присущи каждому еврею, но чрезвычайно усиливаются, если он не унаследовал
представления о своих национальных корнях. В таком случае этот человек
вообще перестает считать себя евреем и делает все возможное, чтобы его не
считали евреем и другие.
Для ассимилированного еврея это стало не просто
мимикрией, к которой он прибегает из прагматических соображений, но вызвало
изменение его внутреннего мира, приведя к отказу от системы ценностей и
образа жизни своего народа.
Он упорствует в этом даже при негативной
реакции господствующего окружения на его усилия, однако его сознательный
отказ от национальной самоидентификации сам по себе не приводит к ее
полному исчезновению. Какие-то слабые ее проблески все же продолжают
мерцать, по крайней мере, на подсознательном уровне.
Еврей, который
полагает, что сроднился с нееврейской культурой до такой степени, что она
стала его естеством, глубоко в душе все-таки хранит веру в уникальность
своего народа. Более того, он осознает, что эта уникальность обязывает
его, предъявляет к его поведению особые требования и завышенные стандарты.
Парадоксальное сочетание признания миссии Израиля в мире и отчуждения от
собственных корней почти неизбежно вызывает у него враждебное чувство к
еврейству, причем спектр эмоций при этом крайне широк - от
гипертрофированной требовательности к своим соплеменникам до исступленной
ненависти к ним (в конечном счете, и к самому себе).
Глубоко
укоренившаяся в сознании вера (совершенно иррациональная и зачастую
неосознанная) в избранность Израиля, в его необычайные способности и
возможности, приводит к тому, что собственный народ всегда находится в
фокусе внимания таких людей и является для них постоянным объектом критики.
То, что для всего человечества является приемлемой этической нормой,
стандартом поведения, по отношению к избранному народу часто
рассматривается как нечто непростительное и заслуживающее всяческого
порицания.
Если самобичевание таких евреев принимает наиболее
крайние формы, то подсознание вытесняет вызвавшие его реальные причины и
весь шквал гнева обрушивается на собственное происхождение. Это может
перерасти в болезненную антипатию к еврейству вообще, а то и в настоящую
ненависть - автоантисемитизм.
Страх и подозрительность по
отношению к чужакам порождают, как правило, болезненное отклонение от нормы
- ксенофобию. А когда этих чужаков наделяют к тому же уникальными
особенностями, она может приобрести и приобретает самые зловещие формы.
Однако антисемитизм амбивалентен; наряду с ненавистью в нем в неявном виде
содержится зависть и благоговение. К этому смешанному чувству, на
проявление которого влияют самые разнообразные факторы, обусловленные
общественной моралью, культурой и социальной ситуацией, примешана все-таки
толика стыда - именно поэтому антисемиты так часто
предпринимают попытки самооправдания.
Если кто и оказывается абсолютно
свободным от этой амбивалентности - так это еврей-антисемит. Он презирает
свое происхождение и при этом не чувствует ни тени смущения, не испытывает
никакой неловкости, равно как и необходимости самооправдания: ведь он
сам - еврей. И уже одного этого достаточно для ненависти к не отпускающему
его народу. Только такой человек и может быть неисправимым, законченным
юдофобом, ненавидящим свой народ, а значит и самого себя - всем сердцем и
всей душой.