УРОКИ английского, немецкого, французского, испанского, итальянского, русского, украинского, польского, чешского, сербского, греческих, хинди, турецкого, азербайджанского, казахского, китайского, японского, иврита, идиш, арабского, грузинского и др. языков в любых целях в центре Израиля (в Вашем доме/офисе) и везде онлайн: индивидуально, семейно, корпоративно. (972)54-5466290, e-mail
Алтайская лингвистическая семья объединяет на основе
генетической сопринадлежности тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. Термин «алтайские» указывает на их предполагаемую прародину. Некоторые исследователи (автор сайта к ним не относится) причисляют к алтайской семье также корейский, японский и рюкюский языки.
На 39 живых языках алтайской семьи, распределенных по 3 вышеперечисленным группам, говорит свыше
200 млн человек в Западной, Центральной, Северной и Северо-Восточной Азии, а также в Европе.
Самые распространенные алтайские языки - турецкий, узбекский,
казахский,
азербайджанский,
татарский, туркменский, киргизский и монгольский.
С учетом вымерших алтайская семья включает около 50 языков.
С названием семьи не следует путать алтайский (ойротский) язык, на котором говорят в Республике Алтай.
Он входит в тюркскую группу алтайской семьи.
На тунгусо-маньчжурских языках говорят в северной и восточной Сибири (таёжная зона, побережье Охотского моря, Приамурье), а также в северо-восточном Китае. Тунгусо-маньчжурские языки подразделяются
на 3 ветви: сибирскую, или северную (эвенкийский, эвенский и негидальский), амурскую (нанайский, ульчский, орокский, орочский и удэгейский) и южную (маньчжурский и вымерший чжурчжэньский).
Число говорящих на них в пределах России - около
60 тысяч человек.
Прародина тунгусо-маньчжуров локализуется
в Приамурье или Центральном Китае. Предполагается также их пребывание накануне
распада праязыкового состояния (I тысячелетие) на территории западного
Прибайкалья.
Письменность
на маньчжурском языке была создана в 1599 г. на основе монгольского письма.
Loading...
Основой для возникновения гипотезы о родстве всех алтайских языков послужило значительное количество общей лексики в 3 перечисленных группах языков, сходство звукового состава,
фонетического и морфологического строения слова
(сингармонизм и агглютинация), структурная и содержательная однотипность
или тождественность большинства деривационных и реляционных категорий, а
также синтаксических структур. На базе подобных сопоставлений был
выведен ряд фонетических соответствий: рефлексация начального р- (т.н. закон
Рамстедта—Пельо), соответствия начальных j-/n-j-/d-, ротацизм, ламбдаизм, аблаут корня -а/-ї-
и др. Однако к 1950-м гг. при фронтальном обследовании материала выяснилось, что процент соответствий в области
основных лексических групп - таких, как числительные, названия частей тела, времен года и частей суток, небесных светил,
погодных явлений и т.п., настолько низок, что, в
соответствии с лексико-статистической теорией, существование алтайского праязыка отодвигалось за приемлемые
хронологические границы. Была подвергнута сомнению фонетическая и семантическая обоснованность многих
установленных ранее лексических и морфологических параллелей, некоторые фонетические соответствия были
квалифицированы как мнимые, например ротацизм (общетюркское -z
при чувашском, монгольском и тунгусо-маньчжурском -r),
поскольку коррелирующие слова с -r были истолкованы в монгольских языках как
древнейшие заимствования из тюркских протобулгарских диалектов, в тунгусо-маньчжурских
языках — как последующие заимствования из монгольских языков. Различная оценка дается возможным схождениям и
явным расхождениям не только в области фонетики, но и в области морфологии.
На грамматическом уровне алтайские языки характеризуются отсутствием категории рода и
необязательностью выражения категории числа (в отличие от индоевропейских и семитских языков); использованием
чистой основы в качестве повелительного наклонения для глаголов и именительного падежа для существительных;
практически полным отсутствием префиксов при активном использовании последовательностей суффиксов (в процессе,
который обычно называют агглютинацией) для создания лексических и грамматических противопоставлений;
превалированием послелогов над предлогами. На синтаксическом уровне эти языки характеризуются отношением
подчинения, когда определение предшествует определяемому, зависимый член главенствующему, субъект предикату,
а наречие глаголу; глаголы часто находятся в конце предложения.
Общей для тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков структурной особенностью
является сингармонизм (уподобление гласных в пределах одного слова). Если в основе (первой части) слова
встречаются гласные переднего ряда (как i или е), все появляющиеся в вариантах суффиксы дают гласные переднего
ряда; если основа имеет гласные заднего ряда (a, o, u), то и в суффиксах тоже присутствуют гласные
заднего ряда. В тунгусских языках представлен сингармонизм несколько иного типа (уподобление не по ряду, а по
подъему). Во всех алтайских языках начальный слог слова не может начинаться с сочетания нескольких согласных.
Родство между тюркскими и монгольскими языками – более близкое, чем между обеими этими группами и
тунгусо-маньчжурскими, что может быть обусловлено тесными контактами между тюркскими и монгольскими языками на
протяжении различных периодов их истории. В то же время все эти три группы более близки друг к другу, нежели любая
из них к корейскому и японскому.
См. также
сайт, посвященный алтайскому языкознанию, и в частности
древнетюркский словарь.